04.07.2022 09:39
    Поделиться

    У российских создателей промышленных роботов наступил звездный час

    До 90 процентов промышленных роботов, которые используются на российских предприятиях, собраны за границей. Сейчас возникли сложности с их обслуживанием и поставками нового оборудования, хотя ни один из зарубежных вендоров громко дверью не хлопал и не заявлял, что покидает рынок. Фактически у отечественных разработчиков звездный час: если раньше они довольствовались уникальными нишами, то сейчас могут пробовать силы и на крупносерийных решениях.
    Самые востребованные сегодня - сварочные роботы.
    Самые востребованные сегодня - сварочные роботы. / Татьяна Андреева/РГ

    С тем, что роботизация предприятия - один из наиболее эффективных инструментов повышения его экономических показателей, а значит, и конкурентоспособности, никто не спорит. Но и бороться со сформировавшимся стереотипом, что в России роботов не делают, довольно сложно. Причин тому несколько, главная - стоимость проектов довольно высока, хотя и снижается год от года. Если лет десять назад большая часть заказчиков была из крупного бизнеса, то теперь роботами заинтересовался малый и средний. Однако мелким фирмам такая покупка пока не по карману: затраты - примерно 6 миллионов рублей - окупятся лет за пять, а у МСБ горизонт планирования заметно меньше.

    Компаниям, выпускающим комплектующие,нужно дать возможность вырасти, в том числе обеспечивая заказами

    По оценке Дениса Горчакова из компании "Автоматизация фабрик", вопрос бюджета - основополагающий. Если предприятие крупное, начать роботизацию проще. Небольшие компании предпочитают решать вопрос повышения производительности, используя человеческий ресурс.

    Второй фактор, влияющий на выбор, - репутация бренда. Если международные компании Fanuc, Kuka, Yaskawa, Kawasaki существуют уже около века, то отечественные появились лет 15-20 назад. Сейчас их около сорока - тех, кто вывел продукцию в серию. Но массовый потребитель все равно предвзят: мол, мы ездили много лет на "Мерседесе", сейчас нам предлагают "Москвич". Мало агитировать: "Покупай отечественное!" - нужно показать технические возможности, рентабельность, эффективность.

    - Вопрос не в компетенциях, а в серийности, устойчивости производственного процесса, в уровне гарантийного и постгарантийного обслуживания, - утверждает исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) Ольга Мудрова. - Не секрет, что в России производство компонентной базы отстает от отраслевых потребностей. В стране есть компании, выпускающие комплектующие, но их не так много, им нужно дать возможность вырасти, в том числе обеспечивая заказами.

    По словам экспертов, традиционно сильны в производстве, сервисе, интеграции робототехники компании из Перми, Челябинска, Магнитогорска, Новосибирска, Екатеринбурга. Крепкие конструкторские центры созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани.

    Пермская компания "Промобот", специализирующаяся на сервисных роботах, с конца февраля начала получать нетипичные для нее заказы - на замещение промышленных. Теперь трансформирует свою вендинг-модель под нужды пищепрома.

    - Стало понятно, что человекоподобная конструкция на производстве избыточна, две руки - не то, что нужно, и скорость низкая. Уже есть понимание, какие должны быть технические характеристики и как их достичь, - говорит представитель компании Валерия Попкова.

    Еще один пермский производитель, "Роботех", к концу лета планирует предложить линейку сварочных роботов и, оттолкнувшись от нее, перейти к производству роботов для покраски, резки, рассказывает представитель компании Евгений Носков.

    У казанской "Эйдос-робототехники" в ближайшие 1,5 месяца будет готово около 10 машин для сварки и перемещения предметов. ПО для них написано на языке Python, поэтому обучение оператора занимает всего 30-40 минут, а специалиста по разработке алгоритмов для производства - неделю, акцентирует внимание сотрудник этой фирмы Эльдар Сайфутдинов.

    Кстати, сварка сейчас считается самой рентабельной сферой применения робототехники.

    - Как правило, в такие проекты вкладываются из-за дефицита квалифицированных сварщиков. Также уменьшается доля брака, внутренний стартовый доход повышается на 30 процентов, инвестиции окупаются в среднем за 2-3 года, - делится опытом руководитель проектов роботизации "Вектор Групп" Денис Верютин.

    Впрочем, Ольга Мудрова считает, что первые серьезные запросы у промышленников возникнут к осени: если ситуация не поменяется, можно ожидать роста спроса на отечественные решения.

    По данным НАУРР, в 2021 году количество крупных интеграторов в России выросло в два раза. Это компании, которые разрабатывают проекты автоматизации производственных процессов на базе промышленных роботов, выполняют сборку, установку и настройку, дальнейшее обслуживание оборудования. Такой динамике, в частности, способствует то, что в национальные программы развития промышленности все активнее включаются меры поддержки предприятий, работающих на рынке робототехники, а также заказчиков таких решений.

    - Полагаю, должен быть стимулирующий комплекс мер, чтобы одну сторону подтолкнуть к модернизации с помощью такого оборудования, а другую - к наращиванию мощностей, - рассуждает Мудрова.

    На вопрос, конкурентоспособны ли отечественные роботы по цене, эксперты отвечают: само "железо" дешевле импортного, весь вопрос в интеграции в производственные процессы. В России в основном мелкосерийное или уникальное, единичное производство. Для таких проектов и интеграция дорогая. Но в целом отечественные решения все равно выигрышны.

    Поделиться