Родился он вскоре после окончания Великой Отечественной - 25 ноября 1946 года в деревне Домашицы Пинского района Пинской области Белорусской ССР (ныне - Брестская область Республики Беларусь). Не стоит объяснять, сколь тяжелое тогда было время именно для этого района Белоруссии, выкошенного страшной войной почти полностью. И детство Николая Костечко было не легким и совсем не беззаботным.
В 1964 году он окончил Молотковичскую среднюю школу. В том же году был призван на службу в Советскую Армию. Став солдатом, почти сразу решил связать свою жизнь только с ратной службой. Поступил в Череповецкое военное училище связи, которое окончил в 1967 году. Для прохождения офицерской службы был направлен в войска связи Главного разведывательного управления.
В 1973 году окончил Военно-дипломатическую академию, в 1996 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба.
Принимал участие в боевых действиях 40-й армии в Афганистане. Когда в начале 1990-х случилась затяжная контртеррористическая операция на Северном Кавказе, он не остался в стороне, хотя был уже генералом и мог отсидеться в уютном кабинете Главного управления. Как рассказывали сослуживцы, он лично планировал и участвовал в достаточно рискованных специальных операциях.
Его назначили начальником штаба и первым заместителем начальника ГРУ. Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 2000 года Костечко Н.Н. был удостоен звания Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". Награжден орденами "Красной Звезды", "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени, "За военные заслуги", рядом медалей, а также различными иностранными орденами и медалями. Кандидат военных наук, профессор, автор более чем 25 научных работ по вопросам теории и практики спецопераций и управления войсками. В запас был уволен в 2009 году в звании генерал-полковника.
Мне повезло лично познакомиться с Николаем Николаевичем при подготовке съемок фильма "Черная акула", в начале 1992 года. Именно он дал разрешение вести открытые киносъемки в еще секретных тогда бригадах спецназа - в Пскове и Чирчике. То было время, когда на спецназ ГРУ отечественные СМИ выливали ушаты помоев. Спецназовцы рисовались жестокими и хладнокровными убийцами, способными лишь гоняться с саперными лопатками за грузинскими старушками по кривым улицам Тбилиси.
В давнем уже фильме мы в силу возможностей показали, кто такие разведчики специального назначения, какие задачи они выполняют на самом деле. Это были лучшие воины нашей армии, как и лучшим был боевой вертолет Ка-50 "Черная акула". Кстати, было получено официальное разрешение привлекать спецназовцев не только в роли массовки, но и в качестве главных героев. И в фильме "Черная акула" открыто играли действующие офицеры военной разведки, которые потом продолжили службу в армии, а кто-то дослужился даже до генеральских званий. Это первый и единственный случай такой открытости во всем мировом кинематографе. И сыграли спецназовцы великолепно - по мнению самых маститых знатоков киноискусства.
В силу своих возможностей генерал-полковник Костечко всячески поддерживал Ка-50, он понимал, что именно такой вертолет остро нужен войскам, ведущим боевые действия в условиях гор. Не понимали этого другие генерал-полковники, от которых и зависело окончательное решение. "Черную акулу" приняли на вооружение, но в армейский строй так и не поставили.
Когда появилась двухместная версия этого вертолета - Ка-52 "Аллигатор", Николай Николаевич смог убедить высшее руководство Вооруженных сил, что Ка-52 идеально подходит для обеспечения действий спецназа в качестве вертолета разведки, управления и боевого одновременно.
Мало кому известно, что 29 октября 2008 года генерал-полковник Костечко присутствовал на демонстрационном показе нового боевого вертолета Ка-52, который прошел на аэродроме арсеньевской авиационной компании "Прогресс" в связи с началом серийного производства этой боевой машины. Он специально прилетел на Дальний Восток. Был не в военной форме, а в штатской одежде, ничем среди других не выделялся. Но ему одному из всех приглашенных дали возможность посидеть в кабине "Аллигатора". Как потом рассказывал, остался впечатленным самой современной авионикой этого вертолета и его летными характеристиками. Сегодня Ка-52 - лучший ударно-разведывательный вертолет, действующий в рамках спецоперации на Украине.
В 1990-х годах и в начале 2000-х генерал Костечко был одним из главных организаторов и руководителей соревнований спецназовских групп по тактико-специальной подготовке - легендарных еще с советских времен "скачек". Ничего подобного в мире не проводилось. После распада СССР соревнования прекратились, но в немалой степени усилиями Николая Николаевича они возобновились. Причем, уже как международные. Сначала в них участвовали группы подразделений спецназа из независимых государств - Беларуси, Казахстана, Узбекистана, других стран СНГ. Затем свою выучку в сравнении с российскими военными разведчиками показывали рейнджеры из Словакии, Иордании и даже США.
В 1996 году в первый и последний раз в учебно-боевых поединках сошлись российские военные спецы и американские. Смешанная группа "зеленых беретов" и "морских котиков" шла вне зачета, но на всех этапах она уступила нашим спецназовцам. Показательно то, что американские бойцы были исключительно профессиональными военными в возрасте около тридцати лет, а наши - только молоденькие солдаты срочной службы. Контрактников в Российской армии почти не было. Американцы признали, что первыми действительно стали русские парни. И не обиделись - состязания велись открыто, а судейство было непредвзятым. Николай Николаевич тогда искренне радовался нашим успехам и с удовольствием награждал победителей, чему лично я был свидетелем.
К сожалению, об очень многих фактах биографии Н.Н. Костечко время открыто рассказать еще не пришло. Он все-таки был разведчиком, и очень высокого уровня. Самая светлая память о Николае Николаевиче сохранится у всех, кому довелось служить рядом с ним или под его руководством, а также у тех, кто был просто с ним знаком.
"Российская газета" выражает искренние соболезнования родным, близким Н.Н. Костечко и его сослуживцам.