Программа диверсификации остается одной из наиболее актуальных для российской оборонной промышленности. И ее ориентиры остаются прежними - довести долю гражданской продукции в общем объеме производства к 2025 году до 30 процентов, а к 2030 году - до 50 процентов.
Несмотря на объективные и субъективные сложности процесса диверсификации, позитивные результаты есть, и их немало. Причем речь идет не о сковородках и прочих кастрюлях, что стало основной причиной неудавшегося освоения "гражданки" в рамках конверсии, а о действительно высокотехнологичной продукции, которая ориентирована на импортозамещение и серьезную конкуренцию.
Объявленные в мае этого года в Санкт-Петербурге итоги третьего этапа национального рейтинга диверсификации "Лидерство на гражданских рынках" показывают как объективных лидеров среди предприятий российского ОПК, так и основные препятствия и барьеры на пути оборонщиков. И это объективные данные, поскольку инструмент сбора фактического материала для анализа и рейтингования - прямое подробное анкетирование более 650 предприятий ОПК.
Кто же стал лидером национального рейтинга? Первое место получил Улан-Удэнский авиационный завод (основная продукция - вертолетная техника). Второе место было отдано Уральскому оптико-механическому заводу имени Э.С. Яламова (оптические приборы широкого спектра и медицинское оборудование). На третьем месте - знаменитый создатель космических спутников сибирское предприятие "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнёва".
Всего участниками третьего национального рейтинга стали свыше 200 различных предприятий ОПК, которые разрабатывают и выпускают широкий спектр гражданской продукции: оборудование для легкой промышленности, сельхозтехнику, элементы космических аппаратов и наземной авиационной и космической инфраструктуры, оборудование для ТЭК и др.
При этом рейтинг, по словам его организаторов, выявил две серьезные проблемы диверсификации. Первая - недостаток специалистов, способных наладить производство и реализацию гражданской продукции. Вторая проблема - недостаточное, по мнению участников процесса, гарантирование спроса со стороны государства, что способствовало бы долгосрочным диверсификационным программам и проектам.
Проблемы есть, однако и в этом контексте ОПК демонстрирует нарастающие успехи в создании гражданской продукции. Приведем несколько примеров. Яркой разработкой можно назвать, например, аэродромный пожарно-спасательный автомобиль АА 12,5-70/100 Брянского автомобильного завода. Другая противопожарная инновация от ОПК - мобильный комплекс для управления тушением лесных пожаров. Новая разработка на шасси КАМАЗ повышенной проходимости обеспечит пожарных устойчивой связью и оперативной информацией в труднодоступной местности, где нет традиционных каналов связи. Проект реализован красноярским НПП "Радиосвязь" холдинга "Росэлектроника" совместно с СибГУ им. М.Ф. Решетнева и Сибирским федеральным университетом.
Очень перспективными являются разработки авиационных двигателестроителей, чья продукция с одинаковым успехом используется в боевой и гражданской авиации, а также в качестве газоперекачивающих установок и локальных электростанций. Так, например, новая гибридная силовая установка "ОДК-Климов", сочетающая возможности газотурбинного двигателя и электродвигателя, может применяться в легких многоцелевых вертолетах, беспилотных летательных аппаратах, самолетах местных воздушных линий, аэротакси, в бизнес-авиации и т.д.
Большое поле для деятельности предоставляет предприятиям ОПК медицина. Пожалуй, именно в этом направлении сегодня создается наибольшее число новых разработок. Пример - создание Красногорским заводом им. С.А. Зверева особо чувствительных фотообъективов "Зенитар", которые войдут в комплектацию медицинских флюорографов российского производства и будут использоваться для диагностики онкологических заболеваний и туберкулеза.
Примеров создания инновационной продукции по программам диверсификации довольно много. При этом есть и проблемы, в том числе связанные с принципиально разными (для оборонного и для гражданского производств) принципами ценообразования и учета затрат в себестоимости. Проблемы эти постепенно решаются. Среди уже решенных задач можно назвать продление действия сертификата о российском происхождении товара на несколько лет (раньше - год), предоставление Агентству по технологическому развитию возможности выдавать гранты на разработку конструкторской документации, расширение поддержки государством НИОКР через увеличение числа направлений, для которых действует льгота по налогу на прибыль, и многое другое.