Владельцы начали распродавать агентства недвижимости

Всплеск объявлений о продаже агентств недвижимости отмечают в компании "Жилфонд". На досках объявлений сейчас можно найти 400 подобных предложений о продаже готового бизнеса, это в 2,4 раза больше, чем год назад.

Средняя стоимость готового бизнеса составляет 540 тыс. руб. В основном, распродаются небольшие региональные агентства с численностью в 10-20 агентов.

Ведение бизнеса в сфере недвижимости в последние месяцы существенно усложнилось, отмечают в "Жилфонде". С весны этого года рынок разбалансирован, предложение превышает спрос, так что небольшим агентствам стало труднее выполнять прежние объемы работ. Кроме того, сыграли проблемы с блокировкой соцсетей: многие из таких компаний находили своих клиентов через соцсети, которые сейчас запрещены в России и заблокированы.

В обычное время агентство недвижимости в России - это бизнес с высокой рентабельностью, который приносит 20-25% доходности, говорит директор директор "Жилфонда" Александр Чернокульский. Даже самые маленькие агентства без отточенных бизнес-моделей с базой объектов в мессенджерах и отчетностью в Excel обычно легко выходят в ноль и начинают зарабатывать. Сейчас ситуация изменилась, и для того чтобы оставаться "на плаву" нужно больше. В том числе, например, собственные аналитики и грамотный маркетинг, эксперты отслеживают ситуацию на рынке и быстро реагируют на малейшие изменения - помогают корректировать цены, предлагают новые услуги, форматы взаимодействия, новые возможности для продавцов и покупателей жилья. Маленькие агентства обычно не имеют на это ресурсов - они ограничиваются обработкой входящих заявок и чаще всего не имеют далеко идущих стратегий управления, рассказывает Чернокульский. Когда весной ипотечные ставки выросли до 20%, а рынок вторичной недвижимости встал на паузу, такие агентства остались без клиентов и понимания, когда эта ситуация может разрешиться. Именно поэтому многие решили продать их как готовый бизнес, считает Чернокульский. Вместе с тем, это хорошая возможность для тех, кто планировал начать бизнес, говорит он. Вместе с покупкой небольшого агентства недвижимости собственнику достается не только инфраструктура в виде офиса и компьютеров, но и возможность сохранить команду. На рынке недвижимости сейчас после весеннего затишья снова наметилась активность, отмечает Чернокульский.