"Старый тоннель будет закрыт, когда будет запущен этот. Мы его запустим в конце 2024 года, ну, может, в начале 2025-го", - сообщил Рындыч (цитата по ТАСС). Он уточнил, что при строительстве тоннеля возникают сложности горно-геологического характера, поскольку трасса тоннеля проходит в зоне вечной мерзлоты.
По словам Рындыча, введение в эксплуатацию Дуссе-Алиньского тоннеля увеличит грузооборот до 20-30% за счет того, что поезда не будут останавливаться на этом участке. "Сейчас провозимость - порядка 16-17 пар поездов в сутки, после ввода в эксплуатацию здесь будет возможность пропускать 20-22 пары поездов в сутки, до 25", - сказал он.
Новый тоннель строится по программе модернизации Байкало-Амурской магистрали, в работах задействовано почти 600 человек и около 100 единиц техники. Ввели в эксплуатацию первый Дуссе-Алиньский тоннель 4 ноября 1982 года. Сейчас он сильно затрудняет движение по БАМу: из-за его устаревшей конструкции введены габаритные ограничения по перевозке грузов. Так как закрыть старый тоннель на реконструкцию невозможно, решили построить новый Дуссе-Алиньский тоннель.
Введение в эксплуатацию нового Дуссе-Алиньского тоннеля - часть развития всего Дальневосточного полигона, ускоренный план модернизации которого был разработан в РЖД еще в 2020 году. В итоге составлен перечень из 212 приоритетных участков, где нужно построить дополнительные пути и расширить станции.
Работы по строительству тоннеля идут по графику, но погодные условия в любой момент могут внести свои коррективы. По сути, график строительства больше зависит от того, какая будет температура зимой, сильные минусовые температуры могут отдалить сроки строительства, считает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "УНИВЕР Капитал".
Необходимо учесть и иные риски строительства, отмечает эксперт. Для компаний, работающих на тендерной основе с госкомпаниями и участвующих в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП), именно к такой компании относится "Бамтоннельстрой-Мост", остается вероятность удорожания строительства из-за инфляции, при этом цена контракта фиксированная. Это в любой момент может пошатнуть финансовое положение подрядчика. Без изменения условий заключения госконтрактов и тендеров, когда риск роста себестоимости перестанет быть только проблемой подрядчика, ожидать прорыва в сроках и качестве строительства не стоит, говорит Тузов.
Проложить тоннель через горный хребет можно, только взрывая с двух сторон скальную породу на участке около двух километров. Для этого потребуется тысяча двести циклов взрывных работ с последующей установкой арок и укладкой бетона, отмечает президент Российского университета транспорта Борис Левин.
Согласно прогнозу Минтранса, пропускная способность железных дорог в Восточном направлении к концу этого года составит 158 млн тонн.