Впервые о промышленном туризме как отдельном направлении развивающейся отрасли в Курской области заговорили год назад. Тогда, на I Всероссийском форуме, посвященном этому явлению, был представлен первый опыт предприятий Соловьиного края, начавших проводить экскурсии по собственным цехам. В качестве барьеров для становления промышленного туризма называлась масса производственных тонкостей. Это и опасность для незнакомого с процессами обывателя в определенных точках предприятий, и невозможность адаптировать некоторые, безусловно, интересные процессы для демонстрации, и даже санитарные правила, запрещающие допуск на производство посторонних людей.
Теперь, год спустя, уже на втором форуме промышленного туризма, который можно назвать международным благодаря участию делегаций Беларуси, Шри-Ланки, Доминиканы и других государств, эксперты все перечисленное назвали не более чем преодоленными сложностями. Представители бизнес-сообщества не скрывают: промышленный туризм стоит того, чтобы вложиться в экскурсионные маршруты, сувениры и другие туристические фишки. Миссия этого направления оказалась гораздо шире, чем просто отдать дань моде и развлечь взыскательного путешественника.
- Что изменилось за год? Да буквально все, - рассказывает курский губернатор Роман Старовойт. - Перед нами теперь стоят совершенно другие вызовы. И это не громкие слова, а факт. Ведь главная наша задача в это время - обеспечить бесперебойную работу промышленности, сельского хозяйства. Чтобы для работающих в этих отраслях людей заработная плата не задерживалась, а постоянно индексировалась. Новое значение приобретает и внутренний туризм. Ведь привычные многим европейские направления закрыты для путешествий. И важно предложить этим туристам нечто новое, не менее впечатляющее.
В этом отношении примечателен опыт Беларуси. Министр связи и информатизации республики Константин Шульган привел в пример известное в России предприятие БелАЗ.
- С 2015 года его посетили 160 тысяч человек, - отметил он. - Но если говорить об истоках промышленного туризма у нас, то важно вспомнить: все начинается с понимания самой сути вопроса. Беларусь - аграрно-промышленная республика, и, когда только все начиналось, мы провели опрос: какие два слова ассоциируются с нашей страной? Ответом нам были слова "Лукашенко" и "Чернобыль". И если второе слово нам не нравится, то по поводу первого можно сказать, что только благодаря президенту мы имеем возможность изучать нашу развитую промышленность. Первый шаг - это просто познакомить с ведущими предприятиями страны, такими как "Коммунарка", БелАЗ, и, уже изучив их, узнать о стране в целом. Вот такова цель нашего промышленного туризма.
Цели курских промышленников к этому тоже близки. Эксперты уверены, что и небольшой приграничный регион может создать позитивное представление о стране в целом, важно только привлечь туриста. Представитель федерального Минпромторга Рустам Мингазов первой задачей промтуризма назвал опровержение расхожего стереотипа, что промышленности в России нет.
- А ведь мало кто знает, что в любом мобильном телефоне, где бы тот ни был произведен, важные детали создаются из наших искусственных сапфиров, - приводит он пример. - Необходимо показывать такие производства, условия, в которых создается тот или иной продукт. Это выгодно и самим производителям. Представьте, что вы работаете с пищевыми продуктами. Вы показали, как у вас чисто и красиво в цеху, какое качественное сырье используете. Что выберет ваш турист на полке супермаркета? Правильно, вашу продукцию.
Собственно, необходимость формирования позитивного имиджа и заставила курские промышленные гиганты обратиться к теме промышленного туризма. Генеральный директор Курской АЭС Александр Увакин отмечает, что опасность возглавляемого объекта еще несколько лет назад постоянно гиперболизировалась и обывателями, и журналистами.
- После чернобыльской катастрофы радиофобия преследовала нашу отрасль достаточно долго, - отметил он. - И мы поняли: без объяснения процессов, которые происходят на станции, нам будет сложно с этим бороться. Так и был создан Центр по связям с общественностью. Мы показываем, чем мы занимаемся на атомной станции, что эти процессы безопасны. Наши экскурсии бесплатны, и вот уже более 200 тысяч человек посетили АЭС и преодолели предубеждение против нее.
Для этого туристам показывают не только территорию вокруг АЭС, где можно порыбачить на пруду, увидеть редких птиц, которые никогда бы не выбрали в качестве среды своего обитания опасное место, но и центр управления самой станцией.
- Туда, правда, приглашаем не всех, а, например, тех же журналистов и молодых ребят, - отмечает Александр Увакин. - Мы преследуем и свой меркантильный интерес: атомной отрасли нужны не просто кадры, а высококвалифицированные. И вот когда подростки видят, как именно управляется станция... Впечатления словами не передать. Потом они выбирают для поступления профильные учебные заведения, приходят к нам на практику, а затем и на работу.
Такую же цель преследуют и на Михайловском ГОКе, где специально создали экскурсию для детей и подкрепили ее мультфильмом о создании окатыша. На предприятии отмечают, что это сначала дети сравнивают окатыш с известным сказочным персонажем - Колобком, а потом они начинают интересоваться самой горно-металлургической отраслью. После восхищения огромными машинами в карьере ГОКа дети понимают: они сами могут научиться управлять и гигантскими БелАЗами, и производственными процессами на металлургических предприятиях.
Эксперты пришли к выводу: промтуризм - хороший способ и донести свою потребность в кадрах до широкого круга людей, и продвинуть собственные социальные программы. Так, Роман Старовойт рассказал о том, что производитель домашнего текстиля "Бел-поль", фабрики которого располагаются неподалеку от областного центра, испытывает колоссальную потребность в швеях. Несмотря на хороший соцпакет и собственный транспорт компании, устраиваться на работу туда не спешат. Поэтому в компании приняли решение строить корпоративное жилье. Пивоваренный завод "Чешский лев" своих сотрудников тоже мотивирует на экскурсиях. О тонкостях приготовления того или иного сорта пива, его послевкусии может рассказать даже продавец в фирменных закусочных, и это, как признаются сами сотрудники компании, по-настоящему объединяет.
- Даже если человек не пьет пива, он приходит к нам, - рассказывает продавец Ирина. - Потому что мы знаем, чем привлечь: у нас же лучший на свете квас - наш, курский "Коренской", - и широкий ассортимент рыбы. И мы работаем здесь годами - это тоже нашего потенциального клиента превращает в постоянного.
Приграничное расположение Курской области, закрытый аэропорт и некоторые другие сложности пока не способствуют росту туристического потока в регион, и это констатировали и чиновники, и представители бизнеса. Однако, как отмечает Роман Старовойт, важно понимать, что для современного туриста, искушенного в хорошем смысле слова, нужен другой уровень сервиса. Тем временем курские гостиницы за редким исключением могут его предоставить. Именно поэтому региональные власти заключили соглашение с крупной компанией-инвестором, которая и создаст современную гостиницу в историческом центре столицы Соловьиного края. Сами участники форума правильность этого шага лишь подтвердили: забронировать номер в преддверии Курской Коренской ярмарки очень сложно. Скептики могут возразить: такое событие - один раз в год, а как работать в остальное время?
Управляющий директор Михайловского ГОКа Антон Захаров отмечает, что после старта постоянных экскурсий в местной гостинице в Железногорске не пустуют даже ВИП-номера. Туристы снимают их не потому, что так нуждаются в особом сервисе или интерьерах, а потому что других попросту нет.
В Курске, где, конечно, путешественники по региону уже останавливаются чаще всего и, скорее всего, продолжат это делать, мест для размещения не так уж много.
- Те гостиницы, что есть, нуждаются в реконструкции, - отмечает Роман Старовойт. - Ведь современный турист требует как минимум другого интерьера.
Эксперты подчеркивают, что владельцы гостиничного бизнеса имеют и возможность льготного кредитования на развитие своего дела, и ряд других преференций, оставшихся еще со времен коронавирусных ограничений. Впрочем, некоторые из них, с одной стороны, помогают, а с другой - досаждают неудобствами. Так, прекрасная льгота, обнулившая НДС для гостиничных услуг, не затронула туристических завтраков. Обычно их стоимость включали в цену проживания, однако теперь этого не делают. Отельеры отмечают: мы вынуждены выписывать отдельный счет, а человек - оплачивать его отдельно. Мелочь, а неприятно. Теперь, когда промышленный туризм может не только стать своеобразным локомотивом отрасли в целом, но и помочь гостиничному бизнесу, общепиту и другим сферам, от подобных шероховатостей постараются избавиться.