С 1 апреля текущего года правительство РФ ввело мораторий на банкротство на полгода. Однако, по экспертным оценкам, шести месяцев для нормализации ситуации большинству компаний не хватит. Если организации сегодня от банкротства сдерживает только мораторий, то очевидно, что осенью число компаний в России уменьшится.
В лидерах по числу банкротств - стабильно сектор торговли. И если крупные ретейлеры, очевидно, смогут пережить период нестабильности, то мелкие игроки рискуют покинуть поле.
Кризис затронул также и рынок общепита. После 24 февраля люди стали посещать рестораны реже, а закупочные цены постоянно росли. Предпринимателям пришлось повышать цены и искать альтернативы некоторым продуктам. Поставщики нашли новые варианты завоза - из других стран - и стали прорабатывать иные логистические цепочки. Но проблемы остались.
Как же стабилизировать терпящий убытки бизнес?
Если говорить о рынке торговли - стоит переводить его полностью или частично в онлайн. Онлайн-продажи имеют, как правило, меньше рисков, спрос на заказы стабилен. Развивать магазин можно как на собственной платформе, так и на маркетплейсах.
А вот компаниям, находящимся сегодня в стагнации, стоит подумать об улучшении продуктивности за счет обновления программного обеспечения. Например, автоматизация некоторых процессов поможет сэкономить на кадрах и в целом улучшить продуктивность компании, минимизируя рутинные задачи.
Кроме того, кризис - лучшее время, чтобы пересмотреть методы управления командой. Уделите внимание вовлеченности сотрудников в процесс, чтобы каждый член коллектива понимал свою пользу и мог видеть, как его работа сказывается на общем успехе компании. И привяжите их общий результат к заработной плате.
Еще одна стратегия - поменять направление деятельности компании. Есть у меня перед глазами пример: предприниматели во время пандемии потеряли выручку от своей рекламной сети и создали глэмпинг. За месяц они закупили палатки, шатры, выстроили всю инфраструктуру.
Такой бизнес и сегодня перспективен, так как отдых за границей стал менее доступным. Поясню: глэмпинг предлагает концепцию all inсlusive, и гости, как правило, приезжают на длительный срок.
Этот пример показывает, что, несмотря на внешние факторы, мешающие развитию дела, выход возможен, если адаптироваться к ситуации. Новый бизнес может помочь предпринимателям пережить критический период и поддерживать свою основную компанию в сложное время.
В каких сферах компании могут сегодня чувствовать себя относительно спокойно? Стоит заметить, что одним из самых прибыльных и устойчивых в бизнесе считается продовольственное направление. Вне зависимости от того, что происходит в мире, люди всегда хотят есть. Потому эта ниша приносит доход в любое время.
Стабильным считается и образовательный бизнес. В кризис многим приходится вынужденно менять профессию. Именно поэтому школы профессиональной ориентации, перепрофилирования, онлайн-школы пользуются спросом у граждан.
Помимо этого растет востребованность и компаний в сфере EdTech, специализирующихся на создании образовательных платформ для школ профессий, и B2B-услуг. SMM, маркетинг, PR, контент-менеджмент - все, что направлено на развитие и продвижение бизнеса, построенного в интернете, также будет в спросе.
Государство сегодня активно поддерживает IT-отрасль, что, по моему мнению, положительно скажется на развитии этого рынка, и он станет еще более востребован у российских специалистов.