"Пройти, соблюдая закон, самому все этапы работы с объектом культурного наследия в историческом поселении и составить по итогам четкий алгоритм, дорожную карту, которой может воспользоваться любой боровчанин, задумавшийся о ремонте или реконструкции своего дома. Что с кем согласовывать, что можно делать, а что нельзя. На своем опыте показать, что дом в Боровске - это не страшно. О каждом шаге (документальном или строительном) беру обязательство рассказывать (и показывать) моим читателям", - написал Николай Калиничев на своей страничке в соцсети. И добавил, что ему это интересно, что хочется поработать руками.
Бывший купеческий дом на улице Московской в центре Боровска небольшой, с кирпичным цокольным этажом и ажурной деревянной резьбой. Это дом с историей - здесь проживали поэты Алексей и Николай Ягодины. Как рассказал "РГ" председатель совета Калужского отделения ВООПИК Владимир Кобзарь, с Алексея Илья Репин рисовал Ивана Грозного.
- Дом интересный, - считает Владимир Кобзарь. - Там сложная резьба, но дерево старое, восстановить будет непросто. Многое сохранилось. Там даже шпингалеты на окнах бронзовые, навесы тоже из бронзы. Мы три года его охраняли от набегов мародеров, после того как туда повадились охотники за металлом.
Этот старый купеческий дом был расселен несколько лет назад. Городские власти уже не раз выставляли его на торги с условием восстановления. Но желающих вложить деньги в его возрождение так и не нашлось. Николай Калиничев решил его выкупить после очередных несостоявшихся торгов. "Вернуть к жизни дом, незаслуженно забытый и брошенный. Не допустить разрушения и утраты того, во что наши предки вложили душу и мастерство созидателей. По возможности и там, где это допустимо законом, рассчитывать на свои силы и свои руки", - написал чиновник, отвечая на вопросы о том, зачем ему это понадобилось. Калиничев не скрывает и сумму, за которую приобрел эту недвижимость: дом был продан посредством аукциона на электронной торговой площадке. Принять в нем участие могли все желающие. Стоимость дома составила 1680793 рубля. Для покупки, по его словам, был взят банковский кредит с согласия семьи.
Новый собственник исторической недвижимости уже выложил в соцсетях первый ролик - знакомство с домом. Лестница, как и филенчатые двери, похоже, дореволюционные. От печей ничего не осталось: разворочены мародерами. В комнатах после отъезда жильцов осталось много мусора. Самая большая комната - площадью примерно 22 квадратных метра - светлая, с красивыми окнами. "Воскресенье - самое время поработать всей семьей на своем объекте культурного наследия", - пишет Николай Калиничев. В ролике, показывая дом, он говорит, что не терпится сделать что-то полезное, однако сейчас здесь без проекта, пока не было экспертизы "даже наличники покрасить нельзя". Поэтому пока - уборка, потом - опять уборка, затем - снова уборка. "Одна из первых задач помимо уборки мусора - убрать все поздние наслоения, отделку за последние 80-100 лет и посмотреть, каким был дом в оригинале".
Как пояснил Владимир Кобзарь, под охраной находится только внешняя сторона здания. После реставрации фасадов внутри можно делать все на свой вкус, кроме изменения расположения комнат. По примерным прикидкам, проект реставрации дома плюс восстановление резьбы может уложиться в миллион рублей.
- Для нас - Общества охраны памятников - такие действия главы районной администрации - хороший знак. Конечно, если новый владелец все будет делать по закону с проектом и привлечением к реставрации лицензированных специалистов, он перестает быть противником. И мы сможем говорить: раз вы так делаете, так требуйте и от других, чтобы не отступали от законодательства, - рассуждает председатель регионального отделения ВООПИК. - Пока мы наблюдаем, посмотрим, как все пойдет дальше.
Пока же претензий к боровским чиновникам у тех, кто старается сохранить уникальность этого города, немало. Так, недавно в ходе благоустройства главной городской площади снесли булыжную мостовую ХIХ века и застелили все плиткой. Эта булыжная мостовая открылась, когда начали снимать старый асфальт.
- Булыжная мостовая была идеально ровной: на этих булыжниках полвека лежало сантиметра четыре асфальта. Все выровнялось за десятилетия. Мы просили сохранить этот прекрасный образчик булыжной мостовой хотя бы частично. К тому же сама площадь - объект культурного наследия. Мы собрали вручную семь тонн этих булыжников. Теперь они лежат кучей, - поделился Владимир Кобзарь.
Другой пример, когда предприниматели под видом сохранения исторического наследия откровенно его уродуют, - здание бывшей тюрьмы екатерининских времен. После расселения объект выкупили, и теперь предприниматель восстанавливает его самостоятельно. В результате изменились объемы кровли: с одной стороны ее подняли, с другой - сделали веранду ресторана.
- Если смотреть сверху, здание представляет букву Т - все тюрьмы имели форму букв из имени царицы. Теперь же получилось непонятно что, - пояснил глава регионального отделения охраны памятников. - Кроме того, там и окна, и двери поменяли, да и занимаются всем обычные строители.
Кстати
Есть в Боровске и примеры грамотной реставрации. Так, сейчас на принципах государственно-частного партнерства здесь восстанавливается дом купца Шокина. Проект составлен, над его реализацией работают реставраторы с соответствующими лицензиями.