Как уехать в отпуск, если нет билетов

В разгаре пора отпусков, и тысячи соотечественников собрались на юг. В этом году лето особенное: аэропорты закрыты, а билетов на железнодорожный транспорт катастрофически не хватает. Например, в Крым уже продано на 75 процентов проездных документов больше, чем год назад, запущены дополнительные поезда. Корреспондент "РГ" обратился к экспертам, чтобы выяснить - как действовать отпускникам в сложившейся ситуации и когда бизнес начнет предлагать пассажирам новые возможности перемещения по стране?
Если в поездах нет мест, нужно искать другие способы отправиться в отпуск.
Если в поездах нет мест, нужно искать другие способы отправиться в отпуск. / Артур Лебедев/РИА Новости

Как уверяют заядлые путешественники, главное при организации отпуска - не терять надежды на покупку билетов до последнего.

- Если билеты не удалось приобрести заблаговременно, то в течение суток до планируемого отправления мы начинаем активный мониторинг сайта или мобильного приложения перевозчика. Есть немалый шанс, что за несколько часов до отправления поезда в продаже окажутся билеты, которые были сданы пассажирами, поездка которых не состоялась. Иногда ввиду большого спроса поезда оснащают дополнительными вагонами, что может произойти незадолго до поездки, - предлагает собственный "лайфхак" юрист Вениамин Фурин.

Есть более очевидный способ избавить себя от возможных проблем - поменять транспорт. Даже если нет своего автомобиля или в нем мало места, всегда можно взять в аренду (и даже сдать) трейлер или большую машину и отправиться на юг со всеми родственниками одновременно.

- Мы - маркетплейс по аренде авто от частных собственников RentRide.ru, с 2016 года работаем. Суть в том, что у нас на сервисе любой человек может сдавать свое авто в аренду. И сейчас сезон. Минивэны для поездки на море разлетаются как горячие пирожки, - поясняет Степан Громовиков, маркетолог компании.

Если же прав нет, остается карпулинг - совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. Нужно только найти водителя, у которого есть желание подвести кого-то на юг и сэкономить средства.

Другая альтернатива железной дороге и самолетам - автобусы. Однако, полагают сами пассажиры, существующие на рынке компании развивают сообщение только между крупными городами. На это есть свои причины, объясняют эксперты. Прежде всего - отсутствие экономической выгоды (не все рейсы удается загрузить одинаково) и необходимой инфраструктуры.

- Когда речь идет о межрегиональном сообщении, это большие расстояния, а, значит, должна быть дорожная инфраструктура, чтобы автобус, автомобили могли остановиться, чтобы пассажиры могли поесть, сходить в туалет. А если автобус сломается и СТО будет через 100 километров? Нужно такие вопросы решать. На деле сейчас это развивается тоже, но, возможно, текущая ситуация будет толчком к дальнейшему улучшению всей этой инфраструктуры, - поясняет Анатолий Курюмов, генеральный директор компании "Ракета".

Однако улучшение инфраструктуры - дело будущего. Сегодня на всех календарях страны лето, и ехать нужно сегодня. Этот простой тезис подтверждает и статистика автобусных перевозчиков: доля внутрироссийских рейсов российского отделения компании Ecolines значительно выросла - в марте 2020 года на них приходилось 14 процентов от общего количества отправлений, а в июне 2022 года - уже 45 процентов.

- С 1 июня мы запустили новый маршрут Санкт- Петербург - Кириши - Череповец - Вологда, и уже сейчас средняя заполняемость рейса превышает 60 процентов, а на выходных часто нет свободных мест по этому маршруту, - отмечает гендиректор компании Ecolines RUS в Санкт-Петербурге Андрей Волков.

За несколько часов до отправления поезда в продаже могут оказаться билеты, которые были сданы пассажирами

Ну и наконец, последний вариант, если на юг все же не получается, а отпуск на носу - поменять направление. Так, как говорят результаты недавнего исследования финтех-компании "ЮMoney", поступают многие.

- С 1 марта по 28 июня обороты турагентств, принимающих оплату через "ЮKassa", увеличились в 3,3 раза, а количество заказов - в 29 раз в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. Средний чек при этом снизился на 84 процента, до 3351 рубля. Это может говорить о том, что россияне путешествуют в соседние регионы и таким образом экономят на авиабилетах, - поясняет Дмитрий Кармишин, коммерческий директор компании.

Кстати

Другой вопрос - бронирование жилья, с которым тоже могут быть проблемы. Больший рост показывают предварительные бронирования дорогого жилья. Число же ранних бронирований жилья на курортах через сервис "Суточно.ру" в этом году снизилось вдвое. Только семь процентов бронирований с заездом в июне были сделаны раньше чем за три месяца.

- При бронировании за несколько недель до поездки чаще выбирают однокомнатные квартиры и апартаменты. А при раннем бронировании туристы ищут более дорогое жилье - квартиры, дома и коттеджи - и на более длительный срок, - утверждают в компании, проводившей исследование.