Как создавалась самая большая картина в России

Гигантское полотно "Парад Победы" стало центральным экспонатом одноименной выставки в Историческом музее.
Гигантский холст - 1945 см в длину и 535 см в ширину - работы мастеров Студии военных художников им. Грекова создан по мотивам фото Парада Победы. Снимок сделан с крыши Исторического музея.
Гигантский холст - 1945 см в длину и 535 см в ширину - работы мастеров Студии военных художников им. Грекова создан по мотивам фото Парада Победы. Снимок сделан с крыши Исторического музея. / Из собрания Исторического музея

Картину больше года творили восемь художников - все из знаменитой Cтудии военных художников им. Грекова. До них в России никто и никогда ничего подобного не создавал. Размер: 535 на 1945 см. Число "1945" в размерах символично. Но главное - это невероятная детализация и историческая достоверность.

(Для справки. Самая большая в мире картина - "Рай", 22 на 7 м - написана итальянцем Тинторетто и его учениками по сюжету "Божественной комедии" для залов Совета дворца Дождей в Венеции. Находится в Эрмитаже и занимает 3 выставочных зала).

Раскрепостим фантазию и представим, что мы на мгновение оказались в июне 1945 года на Красной площади. В конкретной точке: на крыше Исторического музея. Кстати, раскрепощать фантазию надо именно потому, что на крышу ГИМ простым смертным путь был заказан, пускали только тех, "кому положено".

Стоп! А почему в июне, а не мае? А потому что достоверность! В мае 1945-го военный парад был, но прошел он не в Москве, а в Берлине: наши войска промаршировали у Рейхстага и Бранденбургских ворот. Всего через двое суток, как капитулировали остатки берлинского гарнизона.

А Парад Победы в Москве провели в том же году, но 24 июня. Генералы хотели вообще проводить парад в июле, ведь нужно было время, чтобы научить фронтовиков красиво ходить, пошить им парадную форму. Воевать умели, а вот маршировать - нет, а у большинства были только гимнастерки, в которых воевали.

Но Сталин приказал: не тянуть! В фантастически быстрые сроки была пошита форма, а учились маршировать по 7-10 часов в сутки. Сталин и себя не щадил, хотел принимать парад сам, и попытался в Хамовниках проехаться на белоснежном скакуне из конюшни Буденного. Упал с лошади, передал почетную миссию Жукову. Сославшись на то, что "уже стар принимать парады".

Вообще-то Сталину тогда было 66. А Жукову - 49. Потому на полотне мы видим командующего парадом маршала Рокоссовского и принимающего парад Жукова.

Почему надо так приглядываться к деталям и мелочам, чтобы осознать величие картины? А там масса любопытного и познавательного. Например, перед храмом Василия Блаженного (слева) какой-то фонтан. Там ведь никакого фонтана не должно быть, не так ли? А его и не было - ни до 1945 года, ни после. Специально к Параду возвели на Лобном месте: четыре каскада-яруса, освещался в ночное время, общая высота - 26 метров. Для сравнения: высота храма Василия Блаженного - 47,5 м, а Мавзолея в 1945-м - 9 м. Фонтан Победителей простоял недолго, несколько месяцев. На кадрах хроники его можно рассмотреть более детально, к примеру, в той же цветной документальной короткометражке "Парад Победы 1945 года". Фонтан - на 2-й минуте. После этого фильма вы наверняка захотите еще раз подробнее рассмотреть картину Студии Грекова.

Еще одна интересная деталь: диковинные музыкальные инструменты. Авторы полотна обратились даже в Музей музыки Глинки, чтобы им показали геликон. Дело в том, что сегодня мало кто знает, что это такое, да и не все современные музыканты даже представляют, как он выглядит. Это инструмент из группы саксогорнов (внешне напоминал горн, а конструктора звали Сакс - отсюда и название). На параде 1945-го геликоны у оркестров были. Есть они и на картине.

Еще пример уважительного отношения к истории. По словам художника Сергея Трошина, современные кремлевские ели отличаются от тех, которые росли в 1945-м году. "Ели были в три ряда, и очень густые", - отмечает он. И сам Кремль тогда был не таким, как сегодня. В 1945-м со стен относительно недавно смыли маскировочную окраску.

Грековцы также регулярно "входили в образ". По словам живописца Вячеслава Потогина, они надевали военную форму тех лет. Впрочем, одних деталей недостаточно, нужно было передать историчность момента.

- Серое утро, дождь, войска стоят на Красной площади с пяти утра, - рассказывает академик РАХ Александр Сытов. - И вот на курантах 10 часов и одна минута. Нужно было передать момент напряжения. Считаю, все удалось, достигли верного соотношения живописного, психологического и исторического.

Погода внесла коррективы, но праздник не испортила. Хотя именно из-за дождя отменили грандиозный воздушный парад. Планировали пролет 570 самолетов, которые должны были растянуться аж на 30 км.

- Но на площадях гремели оркестры, была атмосфера праздника, - рассказывал в интервью "РГ" Владимир Захаров, который был гостем того Парада. - Дождик нам не мешал, к тому же к вечеру распогодилось. И мы всей семьей пошли к Кремлю: смотреть салют.

В июле 1945-го ему было семь лет. На Красную площадь его провел отец, Матвей Васильевич Захаров (впоследствии маршал Советского Союза). Тогда на Мавзолее от знаменитостей яблоку негде было упасть. А всего в Параде участвовало 35 тыс. человек, включая 24 маршала и 250 генералов.

Но при всем уважении к легендарным личностям главный персонаж - народ. Те, кто пережил страшную войну. Великий народ на великом полотне.

Конкретно

Иди и смотри

Авторский коллектив "Парада Победы": Александр Сытов, Александр Ананьев, Дмитрий Ананьев, Иван Крившинко, Илья Лебедев, Вячеслав Потогин, Сергей Трошин, Леонид Штрикман.

В экспозиции ГИМ реликвии: шашка Жукова, мундир Конева, плащ Сталина, в котором он был на Параде Победы в 1945 году.

Планировали, что выставка будет работать до 25 июля. Обещают продлить до 14 августа.

Гигантский холст - 1945 см в длину и 535 см в ширину - работы мастеров Студии военных художников им. Грекова создан по мотивам фото Парада Победы. Снимок сделан с крыши Исторического музея.