В случае одобрения документа прием платежей за все госуслуги в стране будет осуществляться только с использованием банковских карт, электронных денег или QR-кода. "В связи с чем государственные учреждения должны установить соответствующее оборудование, а также предусмотреть смету расходов с учетом банковских комиссий", - отмечается в проекте постановления.
- Полномасштабный переход на оплату госуслуг в безналичной форме выгоден как государству, так и плательщикам. Последние, в том числе, не будут терять время в очередях, - сказали в Нацбанке. В данный момент министерство цифрового развития Кыргызстана прорабатывает вопрос заключения договоров с государственными и коммерческими банками, операторами сотовой связи для увеличения доли платежей через POS-терминалы, мобильные приложения и электронные кошельки.
Согласно официальной информации, сегодня оплату за госуслуги, оказываемые в центрах обслуживания населения (ЦОНах), в безналичной форме принимают четыре финансово-кредитных учреждения и одно государственное предприятие - "Кыргызпочтасы". "Всего с марта по июнь 2022 года принято 356 платежей на сумму 504210 сомов", - отмечают в Нацбанке КР.
Параллельно посетители ЦОНов могут оплачивать услуги - например, за получение паспорта - наличными деньгами. И делают это, выстраиваясь в очереди перед кассами. О какой сумме идет речь в этом случае, в Национальном банке не сообщили.
Стоит отметить, что в последние несколько лет в Кыргызстане сделано немало для перевода в электронный формат процедур получения госуслуг гражданами КР. Так, в 2015 году в республике запустили веб-портал, пользоваться которым предлагается "не желающим стоять в длинных очередях". Открыв личный кабинет на электронной площадке, можно получать информацию о паспорте, водительском удостоверении, проверить подлинность диплома о высшем образовании, подать заявление на регистрацию иностранного гражданина и так далее. Оплатить услуги веб-портала можно с помощью электронного кошелька, банковских карт или платежных терминалов.
В министерстве экономики и коммерции республики, в свою очередь, предлагают включить предоставление госуслуг в перечень видов деятельности, при осуществлении которых необходимо установить и применять оборудование для приема безналичных платежей. Сейчас в этом списке 21 вид деятельности. В их числе реализация билетов на проезд пассажиров и перевозку грузов железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом, торговля нефтепродуктами на автозаправочных станциях, лекарственными средствами через аптеки и аптечные пункты, продажа товаров с использованием объектов площадью от 50 и более квадратных метров и другие.
Тем временем
В Национальном банке КР напомнили о том, что не устанавливали каких-либо ограничений по объему и сумме денежных переводов в республику и из нее. Тем не менее сегодня получить переведенные в Кыргызстан средства можно только в валюте страны-отправителя либо в сомах. Такое правило ввели в целях обеспечения экономической безопасности КР и стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке.
- С учетом текущей геополитической ситуации регулятор принял оперативные меры. Вместе с последним изменением правил осуществления денежных переводов был временно приостановлен вывоз наличных долларов США финансово-кредитными учреждениями и изменен порядок определения официального курса российского рубля по отношению к сому, - сообщили в Нацбанке порталу "Economist.kg".
- Кроме того, все финансовые организации, имеющие лицензию Национального банка на проведение обменных операций с наличной иностранной валютой, должны устанавливать курс покупки казахского тенге по отношению к кыргызскому сому в размере не более 70 процентов от официального курса казахского тенге по отношению к кыргызскому сому, установленного Нацбанком. Принятый комплекс мер позволил снизить негативное воздействие на внутренний валютный рынок, - добавили в НБ КР.
Принятые меры, как подчеркнули в Национальном банке, носят временный характер и не нарушают прав кыргызстанцев. Однако при осуществлении денежных переводов граждане КР могут столкнуться с нарушениями своих прав финансово-кредитными организациями. В таких случаях можно обратиться в Нацбанк с жалобой.