06.07.2022 18:57
Поделиться

Что будет с российским рынком мебели после ухода IKEA

Уход зарубежных производителей мебели и предметов интерьера не приведет к дефициту этих товаров, уверяют участники рынка. Но покупателям нужно будет запомнить названия новых брендов.
Сейчас главный критерий при покупке мебели - низкая цена, а не высокое качество.
Сейчас главный критерий при покупке мебели - низкая цена, а не высокое качество. / Reuters

Март и апрель были удачными месяцами для мебельщиков, ажиотажный спрос способствовал тому, что продажи мебели выросли от 30 до 70%, говорит президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Александр Шестаков. Сейчас ажиотаж стих, начался спад, и в ближайшее время роста продаж мебели не будет. При этом дефицита мебели нет ни в каких сегментах, подчеркивает он. Стало меньше дорогой европейской мебели, но дорогая российская ничем не хуже, говорит Шестаков.

Дефицита мебели нет и не ожидается, подтверждают в Минпромторге. За пять месяцев нынешнего года производство мебели в денежном выражении увеличилось на 15,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составило 193,1 млрд рублей, сообщили в министерстве. Никак не повлияет на отрасль уход компании ИКЕА, подчеркивают в пресс-службе ведомства: большая часть мебельной продукции для этой сети магазинов изготавливали отечественные производители.

В России давно появилась качественная мебель, которая проектируется и производится на местных фабриках, и у российского производства есть большое преимущество - это глубокая проработка и индивидуализация мебели. Можно выбрать любые ткани и отделки и достаточно быстро получить готовый предмет, который идеально дополнит интерьер, говорит гендиректор Dantone Home Сергей Воронов. Другое дело, что потребитель ищет готовые решения.

Преимуществом уходящего из России бренда IKEA были как раз продуманные интерьерные сеты (свет, декор, текстиль), которые при этом не выглядели как мебельный гарнитур. Но такой подход активно перенимают и другие игроки - как в бюджетном, так и в более высоком ценовом сегменте, отмечает Воронов.

В России есть производители кухонных фасадов качеством выше итальянского

В среднем и нижнем ценовом сегментах на рынке и раньше было достаточно российских производителей, но на виду и на слуху была IKEA, поэтому на них не обращали внимания, говорит арт-директор компании Domeo Юлия Левина. Сейчас эти производители выходят вперед, и для нашей экономики это только лучше. Фабрики IKEA сейчас пытаются перекупить российские производители, чтобы на их основе либо делать аналогичные товары и расширять ассортимент, либо создавать другие бренды. В ближайшие полгода на рынке появится множество брендов, которые вполне возместят недостаток ушедших компаний. Дизайнерам известен достаточно широкий круг производств, которые закрывают все потребности во всех сегментах, но покупатели, которые не обращаются к дизайнерам, возможно, некоторое время будут теряться, так как то, что на слуху, перестало производиться и поставляться.

В России есть производители кухонных фасадов качеством выше итальянского, говорит Левина, качественные керамические столешницы производят в Беларуси, турецкие производители пытаются возместить недостаток немецкой сантехники.

Есть отдельные товарные группы, которые в нашей стране пока почти не производятся и вряд ли будут производиться в обозримом будущем, - это ковры и светильники, говорит Воронов. Но в этом нас очень выручают дружественные Турция и Китай.

Дело в том, что в 70% случаев продававшиеся светильники были подделками, отмечает Левина. Их везли из Китая, а продавали как товары из Италии. Сейчас в магазинах те же люстры, но под итальянские товары их выдать уже не удастся, при этом цены не снизились. Прейскуранты на все виды товаров, напротив, возросли весной на 20-30% из-за проблем с логистикой.

С тканями (шторы, обивка, ковры) стало даже лучше, считает Левина, потому что покупатели заинтересовались товарами из Китая и Турции. Раньше этих производителей всерьез не воспринимали, но у них товары очень высокого качества, теперь мы их получаем за те же деньги, отмечает дизайнер.

Сложности наблюдаются лишь с дорогостоящими товарами для интерьера - к примеру, привезти антиквариат из США или Канады сейчас невероятно сложно.

Из-за снижения покупательной способности населения главным критерием для многих при покупке мебели стала цена, а не качество, отмечает Шестаков. Желание купить мебель дешевле провоцирует соответствующее предложение. В связи с этим в ассоциации опасаются роста продаж контрафактной мебели от недобросовестных производителей.