Наш с семьей путь лежит в Астрахань. Еще точнее, под Астрахань, на рыболовную базу. Прежде чем мы попадем на место, нам предстоит переночевать в Волгограде - это 970 км от Москвы. Поедем по трассе "Каспий".
А все началось с Пранки. С подмосковной реки Пранка, в которую мы уперлись, когда проскочили свой поворот на Волгоград. Речушка была мелкой, заросшей чем-то болотистым и весьма извилистой. "Это не шутки", - глубокомысленно изрек сын, посмотрев в навигатор.
Трасса "Каспий" живописна, но однообразна. Леса, косогоры, поля, потом снова леса. Области Тамбовская, Рязанская, Тульская сливаются в одно целое, плавно перетекают друг в друга. Если бы не указатели, понять, где какая из них начинается, а где заканчивается, было бы невозможно. Сама дорога не дает расслабиться. Двухполоска с рваным ритмом движения. Трасса меняет темп, словно футболист на тренировке. По дороге записывал необычные названия. Так, реку Паника в Волгоградской области мы пересекали аж два раза, проезжали реку Проня и реку Лапоток. Фирменный магазин по продаже продуктов из индейки разместился в старинном дворянском особняке с колоннами. А на границе Тамбовской области нас встретил улыбающийся деревянный Тамбовский волк высотой в пару человеческих ростов. На одном из мостов позабавил плакат, написанный для нерадивых водителей: "Скорость света хороша только в космосе". Около населенного пункта Борщевка видели указатель, ведущий к музею Зои Космодемьянской. Но уходить ради этого с маршрута не стали, просто отметили, что хорошо бы туда заехать в будущем.
Если дорога начинается с завтрака, то ее кульминацией часто становится обед. Выбор места для трапезы - это тоже искусство. Тут важны опыт и интуиция. На основании предыдущих поездок у нас сложились на этот счет определенные стереотипы. Всегда вкусно кормят там, где останавливаются поесть сотрудники ДПС. Еще одна примета хорошего кафе - когда возле него стоит большое количество грузовых фур. Дальнобойщики - люди ушлые, много знающие и испытавшие. Где попало останавливаться не будут. Ну а когда видишь сочетание - дальнобойщики и национальное кафе, тут можно быть уверенным, что это стопроцентное попадание. После Волгограда пейзаж резко меняется - на смену лесам приходят бескрайние степи, которые местами взрывают трактора. Дорога то мечется между холмами, то вытягивается за горизонт, опаленная нескончаемым солнцем. После Волгограда практически полностью исчезают заправки и придорожные кафе. Машин становится немного. Они будто растворяются на этих бескрайних просторах. Пропали дальнобойщики - большинство попадавшихся грузовиков имели астраханские и волгоградские номера. В придорожном магазине покупаем подношение Нептуну - бутылочку спиртного. Тот, надо признать, хорошо разбирается в напитках. Говорят, что Нептуну нальешь, с таким уловом домой и уедешь. Хотя кто-то посчитает это рыбацкими байками, а кто-то бессмысленной традицией. Проезжаем населенный пункт Пришиб. Оказалось, что земли, на которых стоит село, раньше были казенными и назывались "пришиб". Отсюда и название, которое с 1770 года дошло до наших дней. Впрочем, Пришиб не единственное село-старожил по дороге из Волгограда в Астрахань. По раскаленной дороге - в Астраханской области днем стоит 35-градусная жара - проплываем мимо Соленого Займища. Если верить указателю, то Петербург по сравнению с этим населенным пунктом - младенец. К тому моменту, когда будущая столица Российской империи была признана городом, Соленое Займище уже существовало 25 лет.
Озадачил огромный плакат у дороги - "здесь погиб экипаж бронекатера, остановивший рвущихся к Волгограду немцев". Вокруг голая степь, ни реки, ни населенных пунктов. Полез в интернет. Бронекатер имел номер 22. Первого августа 1942 года он сопровождал караван судов с военными грузами и в 150 километрах от Сталинграда подорвался на немецкой мине. Погиб герой Гражданской войны контр-адмирал Борис Хорошхин и весь его экипаж - четыре командира и 12 матросов. Это произошло в районе села Ступино Астраханской области. Погибшим поставили на берегу Волги памятник, а у трассы на Астрахань установили стенд. Буквально в 10 минутах от рыболовной базы у нас случилось ЧП - от тряски раскололась стеклянная банка с солеными огурцами, и по салону автомобиля пополз терпкий, душистый запах рассола. С трудом преодолели огромное стадо коров, решивших отдохнуть на ведущей к базе проселочной дороге. Коровы лениво мычали в ответ на наши автомобильные гудки. Бестолковые телята мотали головами и не понимали, почему им надо вылезать из теплой пыли, чтобы освободить путь. Но в конце концов, мы добрались до места к восторгу местных собак, уверенных - раз приехали гости, значит, голодными они не останутся.
Дорога на лодке к местам рыбалки непроста и извилиста. Бесконечные улицы из камышей, редкие деревья. Под камышовой сенью, словно сторожащие эту природную крепость солдатики, стоят неподвижно цапли. Временами мелькают лебединые семейства: белоснежные родители заботливо выгуливают подрастающих чад грязновато-серого цвета. Нервные бакланы срываются с места, пугаясь шума лодочных моторов. С высоченных деревьев равнодушно взирают на творящуюся внизу суету величавые орланы. Спрашиваем у егеря Саши, как он ориентируется в этом кажущемся одинаковым сплетении ериков. Тот, усмехнувшись, объясняет: эти ерики для него - родной с детства "город" со своими улицами и переулками. Этот огромный водный мегаполис, почти астраханская Венеция, настолько многолик, многообразен и переменчив, что гостевать в нем не приедается. Угостив перед началом лова, как положено, Нептуна рюмочкой, мы закинули спиннинги. И дело пошло.
Сомы, вспомнив о рыбьем долге, потянулись к наживкам. Они даже распробовали привезенных нами из Москвы пиявок. Но к 20 часам ужин у сомов закончился, и они, образно говоря, "встали из-за стола". И только совсем маленькие, недавно народившиеся сомята еще сохраняли остатки аппетита и периодически вешались на крючок. Но такую детвору мы сразу отпускали. А вот сазан клевать отказался, хотя, как и положено, мы угощали его сладеньким - жмыхом со вкусом клубники.
Это место на трассе "Каспий" я проезжал не раз. Но никогда прежде не останавливался. Хвост самолета, словно вросший в землю. Вокруг - лес. У хвоста - венки, как на кладбище. На этот раз я решил затормозить, подойти ближе, посмотреть.
Оказалось, что историю этого авиационного происшествия можно найти в интернете. Был обычный учебный полет на МиГ-21. Летели курсант военного училища и инструктор, 28-летний парень. При взлете истребителя на высоте 150 метров в двигатель самолета попала птица. Инструктор сразу нажал на катапульту курсанта, и тот остался жив. Пишут, что через несколько месяцев после происшествия он ушел из армии. Потом инструктор катапультировался сам. Но было поздно - он, как пишут в интернете, получил травмы, несовместимые с жизнью. Звали инструктора Виктор Попов. А произошла трагедия в 1989 году. Хвост разбившегося самолета стал Виктору погребальным памятником. На нем - его фотография. Вот такой поступок мужчины, военного, патриота.