Исследование: Как менялись предпочтения общества за последние 150 лет

Куда движется общество? Как меняются его предпочтения и взгляды? Ответ на эти глобальные вопросы ищут ученые самых разных специальностей: философы и социологи, футурологи и историки. Свой вариант предложила группа голландских и американских лингвистов. Они изучали частоту различных слов и понятий в литературном языке за последние 150 лет. Причем интересовали только определенные группы слов, которые ассоциируются с рациональным или эмоциональным восприятием, а также коллективным или индивидуальным.
Предпочтения общества сейчас быстро меняются под напором фейковых новостей, полуправды и различных вбросов.
Предпочтения общества сейчас быстро меняются под напором фейковых новостей, полуправды и различных вбросов. / Gettyimages

Кто-то скажет, что по каждому из этих явлений написаны тома исследований, что "словесный" подход выглядит, мягко говоря, слишком упрощенно. Сомнения понятны, но, с другой стороны, язык многое может о нас рассказать. Наши понятия, мысли, идеи оформлены в слова, и по их распространенности в разные эпохи можно хотя бы косвенно судить, какие вопросы занимали людей в то или иное время. Чему отдавалось предпочтение.

Самые простые примеры? Слова "бог", "любовь", "вера", "вкуснятина", "капризный" связаны с эмоциями, а слова "наука", "технология", "определение", "доказательство" - с рациональным мышлением. По частоте употребления местоимений "мы" и "я" можно судить о коллективистском или индивидуалистском взгляде на мир.

Пока против фейков и полуправды не найдено эффективного противодействия

Задача, которую поставили перед собой лингвисты, оказалась очень нетривиальной, в ней много подводных камней, но, по мнению авторов, им удалось их учесть и преодолеть. Они установили, что на протяжении более чем ста лет с 1850 года, когда миром правила промышленная революция, эмоциональное и индивидуалистское начало в литературном языке постепенно вытеснялось рациональным и коллективистским. Можно сказать, что прогресс во многом определял язык.

Однако примерно полвека назад произошел резкий разворот, "эмоции" и "индивидуум" вновь начали преобладать. А за последние 15 лет смена рационального эмоциональным в языке вообще резко ускорилась. Скажем, если частота употребления слова "бог" с 1850 года стабильно падала, то с конца 1970-х начала устойчиво расти. Слова "гороскоп" и "миленький" вели себя сходным образом, а вот "лаборатория", "аксессуар" и "коммунизм" - стали сокращаться. Это, конечно, только отдельные слова, но картина получается любопытная.

Параллельно с увеличением эмоциональности в языке шел и рост индивидуалистического мышления в ущерб коллективистскому. Например, с 1980-х годов в текстах начала уменьшаться доля личных и притяжательных местоимений множественного числа и расти доля местоимений единственного.

Общий вывод? Во второй половине XIX и большей части XX века доля рациональных понятий в языке стабильно росла, а частота эмоциональных оценок стабильно падала. Но на рубеже 70-80-х годов тренд развернулся, причем довольно резко.

Какова причина такого перелома? После десятилетий торжества научно-технического прогресса вера в то, что он сможет решить самые сложные проблемы общества, сделает его более справедливым, не оправдалась. Идолом стало потребление, все более нарастающий эгоизм горстки людей, которые присваивают себе огромные богатства и ресурсы, создают вопиющее неравенство между бедными и богатыми.

Что же касается стремительного нарастания эмоций и индивидуализма в последние 15 лет, то у авторов есть версия такого феномена. Вина во многом лежит на социальных сетях, где бурно обсуждаются практически все самые актуальные вопросы. Конечно, сети сыграли важную роль в информировании общества о многих социальных проблемах и несправедливостях, творящихся в мире. Но этот "плюс" многократно перекрывается "минусом". Человеку сложно отделить реальный факт от фейка, от откровенной дезинформации. А тем более от постправды, которая очень изощренно манипулирует общественным мнением с помощью "фейковых новостей", полуправды и различных "вбросов".

Под напором такой псевдоинформации мир представляется человеку чередой проблем, кризисов и несчастий, порождает недовольство мироустройством, вызывает резкие и эмоциональные отклики на все и вся. И конечно, социальные сети - не лучшее место для обсуждения всех этих вопросов. Здесь царит предельно упрощенный подход к сложнейшим глобальным вопросам. Конечно, манипулирование общественным мнением процветало всегда, но благодаря интернету и соцсетям этот процесс многократно ускорился.

Авторы исследования довольно пессимистично оценивают наше будущее. Во всяком случае, сомневаются, что в ближайшее время общество вернется к рациональному мышлению. Ведь пока против фейков и полуправды не найдено эффективного противодействия.