Зачем раскручивают медиакампанию против Михаила Пиотровского после его интервью "Российской газете"

Реакцией на последнее интервью "РГ" директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского "Картина мира" стала блогерская травля со стороны вчерашних обожателей.
У Михаила Пиотровского кроме хорошего вкуса в искусстве есть и хороший вкус к большой истории
У Михаила Пиотровского кроме хорошего вкуса в искусстве есть и хороший вкус к большой истории / Станислав Красильников/ТАСС

Директору Государственного Эрмитажа Михаилу Пиотровскому всегда было интересно выступать на самых разных медийных площадках.

Пиотровский не только человек России - человек мира. Очень много ездил, везде был, ему понятны все веры, все земли. Говорит на многих языках. Востоковед по специальности, имеет опыт исследования одной из самых древних культур на земле - древнего Йемена. И педагогических попыток научить чему-то важному граждан современного ему Йемена. Это все задает масштаб, который и помогает ему заниматься своим делом - управлять хранением, исследованием и показом мировых шедевров. И при этом ценить новое, поддерживая свободу художественного высказывания, новизну и эксперимент. Этим всем и интересен.

Не любила Пиотровского только публика, все на свете конспирологизирующая, да читатели "желтых" новостей, которым подавай скандалы, компроматы, подмену картин на зарубежных выставках, распродажу Эрмитажа из-под полы и прочее в стиле "улиц разбитых фонарей".

И вот в резонансном интервью "РГ" Пиотровский рассказал о вернувшихся из-за рубежа музейных выставках с ценнейшими картинами. О полубезумных требованиях европейских политиков и журналистов арестовать коллекции Эрмитажа. О порядочности работающих с Эрмитажем европейских бизнесменов. О нашей неразрывности с Европой и поисках "другой Европы" в себе. О вечной теме Эрмитажа - как написать по-русски энциклопедию мировой культуры. И - самое главное - о том, что в ситуации, которую мы переживаем, надо оставаться со своей страной.

"Замечательно!", "Необыкновенно сильно!" - отозвалась журналистская и политическая публика, любящая фирменное "пиотровское" сочетание точности и интеллектуальной смелости.

Кто-то вычитал из разговора с Пиотровским прогноз, что "железного занавеса не будет", и отметил, что " г-н Пиотровский прорабатывает "страхи среды, которую хорошо знает". Кто-то, наоборот, восхитился смелостью. Есть большой голос - есть резонанс.

А вослед раздалось злое, бранное - по одному и тому же лекалу выкроенное (такое ощущение, что авторы получили одну методичку-рассылку) - ату!

Явно по принципу "в смысл не входить" рассказ Пиотровского о "большом культурном наступлении " объявлен "имперско-фашистским" высказыванием.

Понятно, что это тот род читателей, в сознании которого Россия не имеет права наступать нигде, даже в музейном деле. Хотя хорошо бы наконец догадаться, что это страхи и травмы личного сознания, а не общая истина.

Вот известный продюсер, явно никогда не переходивший с Пиотровским на "ты", вдруг переходит ("Если для тебя выставка русских картин в Европе это "наступление", то...") и в угоду чему-то своему фантазирует ("Этот человек еще удивляется: ах, почему наши выставки вдруг запрещают?"). При этом никакого запрета российских выставок с началом спецоперации на Украине не было. Наоборот, Пиотровский в интервью "РГ" рассказывает, как их удерживали в Европе и как Эрмитаж не побоялся оставить их там под надежные гарантии европейских правительств, хотя сумасшедшие крики о том, что картины надо арестовать, раздавались. В том числе и от тех, от кого их никак не ждали.

На Пиотровского накинулись те люди, в сознании которых Россия не имеет права действовать самостоятельно нигде, даже в музейном деле

Затем известный галерист находит в интервью Пиотровского отличный аргумент в украинскую "картину мира": "Нет хороших русских. Они имперцы по своей природе". Сам галерист, по здравости, считает ее несправедливой, но находит, что с нею трудно бороться.

Да, Пиотровский - поклонник империи, но он хорошо объяснил в интервью, что такое империя для него. Думаю, что большинство россиян захотят к нему присоединиться.

Я переживала по поводу неспособности понять интонацию, смысл, тон и стиль его высказывания, пока не догадалась, что обозленные критики, скорее всего, наоборот, все слишком хорошо поняли!

И прежде всего то, что столь сильный человек (которого они считали "своим") очень убедительно проговорил неприемлемые для них аргументы и позицию. Поэтому осталось только, передергивая сказанное, оскандаливать его дикими оценками и разговаривать "на ты".

Забыт вчера еще казавшийся "общим местом" взгляд на директора Эрмитажа как на человека потрясающих знаний, мировой насмотренности, международного авторитета, академического уровня научного таланта, способности понять, что не всем понятно, и очень хорошего вкуса.

Просто потому, что у него в силу долгой биографии - собственной и своего рода - оказался еще и хороший вкус к большой истории. В том числе и происходящей на наших глазах: "Есть ситуации, когда совершенно ясно, что человек должен быть со своей страной".

Кроме работы на "другую", сейчас враждебную России сторону, в атакующих Пиотровского чувствуется некая внутренняя присяга. Усвоив - свою или чужую - систему расчета на правых и неправых, темных и светлых, они объявили ее единственно верной и обязательной для всех. И попробуй не совпади с ней. Сразу будешь произведен в "имперофашисты", поклонники сталинских репрессий и во что заблагорассудится.

Эта компания "знатоков единственной правды" в России настолько всех утомила, что люди с устойчивой психикой на них обычно реагируют: о, проснулись, отлично: значит, мы "попали".

Хотя такие вещи на самом деле не безопасны для публичного пространства, потому что маргинальные и не имеющие на самом деле авторитета мнения силой крика, скандала, разговора с Пиотровским на "ты" оказываются в центре. В середине "картины мира".

Увы, это неотъемлемое свойство интернета смело делать маргиналов судьями людей и явлений, им никак не соразмерных. Пиотровский считает, что это суть интернета.

Давно замечено, что атакующие сегодняшнюю политику страны люди абсолютно тоталитарны во взглядах. Ничего, вносящего поправки в их "картины мира", для них почти не существует.

Современное и передовое - это необязательно антироссийское, как хотелось бы обозленным критикам Пиотровского.

О чем великолепно рассказал в своем последнем интервью "РГ" Михаил Пиотровский, ни словом, ни делом не переставший быть верным своим взглядам, принципам, идеям. И стране.

P.S.

О правках, в которых ютуб-канал "Живой гвоздь" заподозрил "Российскую газету". Да, Михаил Пиотровский, сверяя текст, настоял на том, чтобы заменить фразу "друзья Эрмитажа в стране..." на "друзья, которым мы интересны за рубежом...". Чтобы им не навредить. Точка.