Телефонные мошенничества сегодня стали настоящей эпидемией. И, как вирус, они мутируют, подстраиваясь под текущую ситуацию. Позавчера это было "мама, я попал в беду, срочно заплати". Вчера - "ваш счет пытаются взломать, срочно заберите деньги и передайте нам". Сегодня - "некто уже сейчас пытается получить от вашего имени кредит, вам необходимо снять деньги самому и передать нам". И так далее, и тому подобное. Жертвами мошенников часто становятся пожилые люди, доверчивые и беззащитные в силу возраста.
В век технологий многие удивляются: почему же нельзя быстро поймать мошенников по электронному следу? Ведь мир сегодня прозрачен. Как же аферистам удается уходить в тень? Подготовленная инициатива призвана решить некоторые проблемы в данной сфере.
Как подчеркнул председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, законопроект направлен на повышение защиты граждан от IT-преступлений.
"Предусматривается создание механизмов информационного обмена, по которым Банк России будет сообщать органам МВД о случаях или попытках перевода денежных средств без согласия клиентов", - прокомментировал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
По статистике МВД, с 2013 года уровень преступности в сфере IT-технологий вырос более чем в 20 раз. По данным Банка России, количество операций по переводу денежных средств без согласия клиентов в 2021 году увеличилось на 33,8 процента и составило 1 миллион 35 тысяч операций. Объем же таких операций - то есть размер украденных сумм - вырос на 38,8 процента и составил 13 миллиардов 582 миллиона рублей.
Как подчеркивают разработчики проекта, общая доля операций по переводу денежных средств без согласия клиентов, совершаемых с использованием приемов социальной инженерии, в 2021 году составила 49,4 процента. Под "социальной инженерией" как раз и подразумеваются случаи телефонного мошенничества. Аферисты различными способами, в том числе пугая людей, заставляют жертв действовать в определенном направлении. Снимать деньги и передавать "спасителям". Или называть "службе безопасности" свои номера и пароли.
"Эффективному противодействию подобным преступлениям мешает в том числе то, что срок рассмотрения банками обращений правоохранительных органов по фактам дистанционных хищений составляет до 30 дней. В результате затягивается принятие необходимых процессуальных решений и, как следствие, падает раскрываемость", - подчеркнул глава правления АЮР.
Кроме того, он отметил, что в целях повышения эффективности противодействия мошенничеству с банковскими картами предлагается внести в законодательство норму, которая позволит установить оперативный информационный обмен между Банком России и МВД. "Форма и порядок взаимодействия будут определены двусторонними соглашениями. Также предлагается включить МВД в перечень пользователей автоматической системы обработки инцидентов ФинЦЕРТ Банка России", - подвел итог Владимир Груздев.
Эксперты подчеркивают: мошенники придумывают новые схемы обмана, используя текущую ситуацию. Например, они стали предлагать "спасти" деньги от санкций Запада. Важно: аферисты пугают проблемами обычных граждан. "В последнее время участились звонки от мошенников, представляющихся сотрудниками банка и сообщающих о различных "проблемах", возникших из-за текущей ситуации, - рассказывает кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Елена Гринь. - Телефонные мошенники предлагают спасти деньги от санкций, убеждают перевести деньги на якобы "специальный безопасный счет", созданный специально для обмана". Еще одна новинка: мошенники предлагают услуги по оформлению фальшивых карт, работающих по всему свету. Не соглашайтесь.