Корреспондент "РГ" проехала по самой северной железной дороге России

Представьте Хабаровск без моста через Амур. Или Владивосток без его мостов. А вот Якутск, расположенный на левом берегу Лены, живет без мостового сооружения, которое соединило бы его с Транссибом. Да и сама железная дорога дотянулась до подступов к Якутску - поселку Нижний Бестях - совсем недавно. Мне выпал шанс проехать по этой магистрали.
Станция Нижний Бестях находится в нескольких километрах от одноименного поселка.
Станция Нижний Бестях находится в нескольких километрах от одноименного поселка. / Юлия Гарднер

Под флагом Якутии

Беспересадочный железнодорожный маршрут Владивосток - Нижний Бестях появился летом прошлого года. Четыре вагона - три плацкартных и один купейный - присоединяют к поезду, идущему в российскую столицу. Я сразу назвала их "веселыми". Вагоны выкрашены в цвета флага Республики Саха - небесно-синий, белый, красный и зеленый, чем выгодно отличаются от основного серого состава.

Путь до Нижнего Бестяха, если выезжать из Владивостока, занимает 64 часа. Я села на поезд в Хабаровске, поэтому путь занял чуть более двух суток. Стоимость билета в купе начинается от шести тысяч рублей, в плацкарт - от 4,3 тысячи. Путешествие на самолете обойдется в два-три раза дороже.

Плацкартный вагон мне попался не самый современный - рядом с боковыми местами не оказалось розеток, так что мы делили два разъема сразу на четверых. Да и напряжение оставляло желать лучшего. Пассажиры то и дело жаловались, что их телефоны заряжаются очень медленно. Мой мобильный так и вовсе от розетки не запитывался - казалось, наоборот, отдавал заряд в нее, стремительно теряя "деления". Приходилось "кормить" смартфон, подключаясь к ноутбуку.

В соседях по вагону оказались пожилая женщина, которая ехала из Приморья в Тыгду к родственникам, молодые спортсмены мас-рестлеры и семья с детьми.

- Кто обычно ездит? Студенты в Хабаровск, Владивосток и обратно, вахтовики, командировочные. Летом из Якутска многие отправляются в отпуск к Японскому морю, - рассказывает проводница Саргылана Еснина. - До появления беспересадочных вагонов люди добирались до Приморья через Хабаровск или Белогорск. Это было дольше и дороже.

Времени погулять на станциях нет: жесткое расписание дает по одной-две минуты почти на все остановки. Долгая передышка лишь ночью, в амурском Белогорске - 2,5 часа. Здесь наши вагоны присоединяют к основному поезду №328. Он следует из Благовещенска в Нижний Бестях. Иногда к нему цепляют такие же беспересадочные вагоны из Иркутска.

Никуда не спешим

Постепенно за окнами предстает суровая красота Севера. Хвойные леса сменяют лиственные, неведомая сила все ниже к земле прижимает редкие березы, а на пути все больше встречается рек и ручьев. На некоторых еще лежит дыхание зимы.

- Лед! - не перестает удивляться шестилетняя Марина.

Она с мамой и старшей сестрой едет в Якутию, на новое место работы папы. Мама часто вздыхает: ей не хочется менять приморский Артем на холодный Алдан. Но не видеть мужа-вахтовика годами тоже тяжело.

- В Приморье с работой не очень, - говорит красноволосая Лена. - А там муж на прииске, зарплата хорошая. Марина в первый класс пойдет. Пока обоснуемся на съемной квартире, дальше, возможно, купим свою. Если не сбежим.

Поезд от Владивостока до Нижнего Бестяха идет 64 часа

По утрам по составу разносят горячую ароматную выпечку и завтраки. Готовят их в уютном вагоне-ресторане. Там подают и национальные якутские блюда. Цены, конечно, кусаются.

Чем ближе к конечной станции, тем больше следов строительства. Из-за насыпей, созданных при возведении мостов (их на якутской железной дороге 59), многие сосны погибли в водяной западне. Так и застыли, протянув к небу десятки искореженных рук.

Амуро-Якутская магистраль - самый масштабный проект железнодорожной инфраструктуры в России за последние 35 лет.

Первые грузовые поезда пошли в 2014-м, а пассажирское сообщение появилось в 2019 году. Понадобились титанические усилия и огромные средства, чтобы проложить путь в условиях вечной мерзлоты.

Оборудованного причала на Лене нет, поэтому тяжелые чемоданы приходится тащить по песку. Фото: Юлия Гарднер

Поезд часто останавливается, пропуская грузовые составы, поэтому мы опаздываем на час. Станция Нижний Бестях возникает внезапно посреди тайги. Рядом нет жилых построек. Предвестник ее - появившийся мобильный интернет. Который, к слову, отсутствует практически на всем пути.

Билет на паромную переправу Нижний Бестях - Якутск я купила на сайте РЖД вместе с билетом на поезд. Цена - 500 рублей. Но приобрести его можно и на самой станции Нижний Бестях или прямо на пароме.

С утра начинаю расспрашивать пассажиров, как пройти к автобусам, которые довезут до переправы. Получаю невнятный ответ: "Да там, прямо! Сразу увидишь!".

Заблудиться действительно сложно. У аккуратной новенькой станции приехавших ждут не навязчивые таксисты, а пыхтящие "пазики" и степенные ЛиАЗы. Их расписание корректируют в соответствии с прибытием поезда. Правда, определить с первого раза, куда они идут, сложно - информации на нет. Люди уверенно садятся в большие автобусы. И лишь после сообщения: "Все машины идут на переправу!" заполняться начинает и остальной транспорт.

В "пазике" душно - вентиляцией служат потолочные люки. Через десять минут он полностью забит пассажирами, но мы никуда не едем. Еще через пять входит строгая девушка-контролер и начинает проверять билеты. По списку.

Почему нельзя проверять билеты на входе или поставить турникет? Через семь минут утомительной переклички и просмотра талонов девушка уходит, а мы…стоим. Наконец, водитель оборачивается и, зевая, спрашивает: "Ждем кого-то или едем?". Ответ был очевиден.

Перебраться через Лену

Дорога от железнодорожной станции до причала занимает около 20 минут. Сам поселок расположен в нескольких километрах от станции. Он поражает обилием шиномонтажек и торговых центров с якутскими названиями. На дорогах - серая пыль.

С приходом железной дороги Нижний Бестях, расположенный в 30 километрах от Якутска, стал важной перевалочной базой. Сюда доставляют товары северного завоза, уголь и многое другое. Груз идет как в столицу республики, так и дальше в северные районы.

Паромы от речного вокзала отходят приблизительно каждый час. Я сажусь на теплоход "Рукавишников". Специального причала не оборудовано - идти к судну приходится по горячему желтому песку. Тащить тяжелые чемоданы очень неудобно. Неподалеку виднеются грузовые паромы. Перевезти легковую машину стоит от 340 рублей, тяжелый грузовик - от 4000.

"Рукавишников" заполнен до отказа - не нашедшие сидячего места стоят у борта. Здесь и вахтовики с огромными сумками, и туристы, и творческие коллективы - в конце июня в Якутске проходило множество разных мероприятий. По палубе бегают дети, повсюду слышна якутская речь. Местные активно используют паром, чтобы ездить на правый берег Лены купаться.

Переправа занимает около 50 минут, еще десять нужно, чтобы выбраться из теплохода. Билеты на пароме проверяют при выходе: привет, столпотворение!

Таким образом, на дорогу от Нижнего Бестяха до Якутска тратится примерно два часа. Совершив такое путешествие, понимаешь, насколько остро город нуждается в мостовом переходе через Лену. Это сократит время в пути, значительно удешевит перевозку товаров и их стоимость, а главное, позволит жителям не чувствовать себя оторванными от "большой земли" во время межсезонья.