06.07.2022 06:34
    Поделиться

    "РГ" узнала, зачем люди занимаются исторической реконструкцией

    На этой неделе небольшая территория под Уссурийском превратится в средневековый лагерь. Здесь расставят шатры с острыми крышами, на ристалище мужчины станут меряться силой и умениями в боях на мечах, женщины - готовить еду на кострах, заниматься рукоделием. Будут танцы, спортивные игры и даже театральное представление. Три дня примерно 150 дальневосточников проведут так, как это могли бы делать в X-XI веках жители в Западной Европе или Руси. Именно тому периоду посвящен фестиваль "День Средневековья", или "Нормандские маневры", так его называют реконструкторы между собой.
    Дмитрий Рыбель (в центре) с членами клуба исторической реконструкции много лет проводит фестиваль "Нормандские маневры" под Уссурийском.
    Дмитрий Рыбель (в центре) с членами клуба исторической реконструкции много лет проводит фестиваль "Нормандские маневры" под Уссурийском. / Из архива Дмитрия Рыбеля

    Мастер щита

    - Жить в палатке и готовить еду на костре - не самое сложное для современного человека. Труднее отказаться от других привычек. Бывает, вечером люди достают электрические фонарики и газовые плитки. Дружище, ты приехал чтобы поймать атмосферу? Так лови! - смеется Дмитрий Рыбель, кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического образования ДВФУ и руководитель уссурийского клуба исторической реконструкции Scara Regis, который много лет проводит фестиваль.

    По словам Дмитрия, задача реконструктора - собрать комплект одежды или, если речь идет о воине, вооружения и попробовать во всем этом пожить. Сам он так экспериментирует уже 20 лет.

    - У каждого человека, который приходит в реконструкцию, свои мотивы: научный интерес, романтика, адреналин. У меня была совокупность причин, - объясняет историк, добавляя, что на первых порах интересовался как раз боями и даже делал щиты себе и товарищам по оружию - у реконструкторов считается хорошим тоном воссоздавать старинные вещи собственными руками.

    Щитов на счету Дмитрия десятки. Вопреки расхожему мнению они были простыми: деревянными, каплевидной формы, оклеенными кожей.

    - Свой первый щит помню, хотя он давно погиб в боях. Я был молод и, как многие в таком возрасте, хотел выпендриться, поэтому нарисовал на нем волка. На самом деле XI век достаточно аскетичный - геральдики как таковой еще не появилось, и большинство щитов были однотонными, - говорит Дмитрий Рыбель.

    Изучая исторические документы и анализируя собственный опыт, реконструкторы разбили еще один миф - о большом весе средневекового вооружения. В XI веке латных доспехов, толстых поддоспешников не носили. Комплект среднестатистического европейского или русского воина Дмитрия Рыбеля весит меньше 20 килограммов, что сопоставимо со средневековыми. Кольчуга - 12, шлем - 2,5, щит - четыре, меч - килограмм с небольшим.

    - Экипировка современных солдат вместе с бронежилетом будет даже тяжелее. Так что жить, бегать и сражаться в этом точно можно, - уверяет кандидат исторических наук.

    Внимание к деталям

    По мнению представительницы движения, юриста Анны Корнеевой, реконструкторы проводят археологический эксперимент.

    Все доспехи, оружие и костюмы средневекового гардероба реконструкторы создают сами по музейным экспонатам и письменным источникам. Фото: Из архива Дмитрия Рыбеля

    - Вот вещь, найденная на раскопках, есть предположения, как она использовалась. Мы оцениваем, насколько она приемлема в быту. Так у меня получилось с "новгородским светильником". Я заказала его у гончара, поставила туда свечку и поняла, что света он не дает. Но однажды в холодный вечер закинула внутрь горячих углей. "Светильник" грел, как жаровня, несколько часов. Возможно, его применяли именно так, а может быть, другим способом. Точно мы никогда не узнаем, - объясняет Анна.

    Она из тех, кто в духе реконструкторства многое умеет делать своими руками: ткать, прясть, вязать иглой, шить. Все костюмы из своего обширного средневекового гардероба она создавала сама, изучая музейные экспонаты, письменные источники.

    Полторы сотни дальневосточников проведут три дня так, как это могли бы делать в X-XI веках жители Западной Европы или Руси

    Есть, например, в ее коллекции "суздальский сарафан". От оригинальной одежды сохранились фрагменты лямок и клиньев. Используя их, Анна сделала выкройку и сшила наряд. Но для "Нормандских маневров" она выбрала костюм жительницы Европы. Платье сшила из шелка, с широкими рукавами. В последние годы к комплекту добавилось другое - простое и удобное, в нем проще готовить и выполнять другие бытовые действия.

    Выражаясь современным языком, Анна - шеф-повар клуба. В ее обязанности входит покупка провизии и готовка. И тут, конечно, тоже надо учитывать рацион и рецепты 1000-летней давности. При этом кухню средневековой Европы она сравнивает с ... китайской.

    - Мы реконструируем поход или турнир. Значит, можно не сидеть на рыбе, а позволить себе мясо - тогда ели свинину, говядину, баранину, курицу. Было большое количество круп, кроме, разве что, риса и гречки. Сложнее с овощами. Морковь выглядела иначе - в некоторых регионах она была красно-фиолетовая, в других - бледная, почти белая. Картошки, помидоров не было. Известны были ягоды. Много рецептов приготовления соуса для мяса с вишней и сливой. По утрам мы варим овсяный кисель с ягодами и орехами вместо кофе. Он поднимает настроение мужчинам и дает им силы сражаться, - приводит она примеры.

    Притяжение востока

    Неизменная часть подобных фестивалей - мастер-классы по изготовлению предметов быта, обучению народным промыслам, танцам. Одна из тех, кто будет их вести, - Ольга Локтионова, дипломированный искусствовед, мастер декоративно-прикладного творчества, руководитель студии танца и кузнец-ювелир.

    - Я - жительница Гнездова. Это поселение, находившееся в 10-15 километрах от Смоленска, торгового интернационального города. Известно, что туда приезжали викинги, оставались там, заводили семьи, - говорит Ольга.

    Для таких фестивалей она создает предметы быта - солонки, игольницы, ножи и, конечно, украшения. Их она кует из нержавеющей стали и бронзы. А самый первый кулон вышел из-под ее молота несколько лет назад, в украшение она превратила наконечники для стрел.

    Сейчас у Ольги новая задумка - начать создавать костюмы и украшения эпохи чжурчжэней. Этот народ жил в X-XV веках на территории Дальнего Востока. Продолжателями их культурных традиций искусствовед называет удэгейцев и нанайцев. Ольга с единомышленниками ищет книги по истории национального костюма, примеры украшений, чтобы воссоздать их максимально точно.

    - На мой взгляд, это должно быть интересно и перспективно, ведь мы все живем на этой территории. Может быть, через некоторое время у нас появится новый фестиваль, - добавляет она.

    Поделиться