Депутат Ирек Усманов: Сотрудников аптек необходимо приравнять к медработникам

Жители Башкирии стали жаловаться на резкое увеличение цен на лекарства, а также на их нехватку. О том, что происходит на фармацевтическом рынке республики сегодня и почему работникам аптек порой доверяют больше, чем врачам, мы поговорили на деловом завтраке в "РГ" с депутатом Госсобрания - Курултая РБ, директором сети аптек Иреком Усмановым.
Ирек Марсович: Депутаты Курултая постоянно мониторят наличие препаратов и цены на них
Ирек Марсович: Депутаты Курултая постоянно мониторят наличие препаратов и цены на них / Петр Коннов/РГ

Ирек Марсович, согласитесь, в аптеках теперь не всегда найдешь привычные лекарства. Взамен импортных предлагают российские аналоги, но не всех они устраивают.

Ирек Усманов: Аптечный рынок всегда чутко реагирует на все происходящие в мире процессы. Так случилось и после 24 февраля. Дефицит создан ажиотажем, вызванным прежде всего боязнью людей остаться без лекарств.

Действительно, в коммерческих и государственных аптеках Башкортостана, как, впрочем, и в других регионах, в связи с мировыми событиями есть проблема с поставками некоторых лекарств. Например, назначаемых при лечении заболеваний Паркинсона, щитовидной железы, гепатита С, сахарного диабета. Также возникли перебои с противоэпилептическими препаратами. Но ситуация меняется ежедневно, дефицит кратковременный. Мы надеемся, что проблема решится. Поставщики в большинстве своем не отказываются от обязательств, а выстраивают новые логистические цепочки. Это требует времени.

Что касается дженериков (российских аналогов оригинальных препаратов), их начали производить более 10 лет назад на импортном сырье и зарубежном оборудовании по международным стандартам. Судя по отзывам пациентов и врачей, дженерики не всегда эффективны и не каждому подходят. Но могу уверенно заявить: качество импортозамещаемых препаратов растет. Ведь вопрос лекарственной безопасности на жестком контроле. Им занимаются как региональные, так и федеральные органы надзора.

Мы, депутаты комитета по здравоохранению Курултая республики, постоянно проводим мониторинг ситуации по наличию препаратов и цен на них. Состав нашего комитета представителен и профессионален. В нем много главных врачей больниц, которые находятся в гуще событий.

Однако в последнее время цены на лекарства резко взлетели...

Ирек Усманов: Это произошло еще в прошлом году и на определенные позиции. Некоторые производители воспользовались пандемией, чтобы заработать, и резко повысили цены на наиболее востребованные "модные" препараты. В этом году рост происходил в рамках инфляционных ожиданий. В марте стоимость лекарств повысилась в среднем на 15%, но теперь практически вернулась на уровень начала года. Только медизделия (например, глюкометры, тонометры и другие) существенно подорожали.

Кстати, цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты строго регламентируются.

Проблема еще и в том, что наша культура принятия медикаментов оставляет желать лучшего. Люди занимаются самолечением, опираясь при выборе лекарственных препаратов на советы знакомого, которому те якобы помогли. В итоге инфекции и бактерии привыкают к определенному веществу, и в дальнейшем вылечить человека сложнее.

Нередко мы идем за консультацией не к докторам, а к фармацевтам... Но имеют ли право аптечные работники рекомендовать лечение, ведь они не врачи?

Ирек Усманов: Консультация по препаратам не запрещена. Если есть назначение врача, то фармацевтический работник имеет право реализовать рецептурное лекарство, предварительно рассказав о правилах приема, возможных побочных реакциях и противопоказаниях. В любом случае он не может отказать в консультации. Я понимаю людей, которые вместо врача идут к проверенному фармацевту. Они просто не хотят тратить свое время на запись на прием, ожидание и поход в поликлинику.

Сегодня работников аптек приравняли к продавцам, хотя мы выполняем социальную функцию. В период пандемии наши фармацевты были на передовой, можно сказать, в "красной зоне". Многие переболели коронавирусом. Но не жаловались, хотя не получили от государства компенсаций. А ведь мы обслуживаем клиентов, имеющих проблемы со здоровьем, измеряем им давление, порой просто лечим добрым словом.

Уже давно обсуждается идея приравнять фармацевтов к медработникам, ввести для них дополнительные курсы и обучение, но пока это никак не реализуется. Хотелось бы, чтобы нас считали, в первую очередь, профессионалами по медицинской части, а не продавцами. Мне кажется, работники аптек это заслужили, честно отработав в самые сложные дни пандемии. Кстати, наши сотрудники по-прежнему носят маски, хотя Роспотребнадзор и снял все антиковидные ограничения. Плюс в наших помещениях работают рециркуляторы и есть антисептики. Мы, как медики, заботимся о здоровье - и своем, и клиентов.

Сегодня Башкортостан в лидерах в стране по вакцинации населения. По статистике, процент заболевших новой коронавирусной инфекцией в республике минимальный. Но, я считаю, это не повод отказаться от использования в общественных местах масок и антисептиков. Такое поведение должно стать нормой. Не нужно стесняться - здоровье важнее.

Радует, что первым делом отменили штрафы за нарушение масочного режима, которые только вначале были эффективны и дисциплинировали людей. Теперь пора серьезно заняться воспитанием культуры поведения и продвижением моды на здоровый образ жизни. Ведь сегодня для этого есть все условия, даже в отдаленных населенных пунктах. Спортивные объекты, парки и места отдыха появляются не только в райцентрах, но и сельских поселениях.

А как в селах обстоят дела с медицинскими кадрами?

Ирек Усманов: Медработников там по-прежнему не хватает. Желающих переехать в сельскую местность немного. Программы привлечения молодежи разработаны, меры поддержки есть, в том числе первичного звена, идет активное строительство фельдшерско-акушерских пунктов, но все-таки мы где-то недорабатываем. Ведь нередко врачи, даже получив жилье от муниципалитета, после пятилетней отработки все равно переезжают в крупные города, где больше возможностей для заработка.

На мой взгляд, причина кроется не только в экономической составляющей, но и в воспитании. Родители внушают детям уезжать из деревни, говорят, что они достойны лучшей жизни. Но где лучше - еще вопрос.

Вот, к примеру, жители Чекмагушевского района сохранили систему колхозов, и на этой базе смогли не только возродить, но и приумножить свое хозяйство за счет взаимовыручки. В районе, кстати, есть даже профсоюз работников аграрно-промышленного комплекса, в котором более 600 членов.

Бакалинский район славится лесами, питомниками и сельхозугодьями. Здесь, как и во многих других муниципалитетах, развито землячество, а инициативы, поступающие снизу, находят поддержку у власти. В Шаранском районе дружно проживают около 20 народностей, там богатая природа и большой инвестиционный потенциал. Каждый муниципалитет уникален. А учитывая, что сегодня в селах постепенно решаются проблемы с инфраструктурой, дорогами, связью и интернетом, привлекательность деревенской жизни возрастает.

Многие вспоминают советское время, когда все учились за счет бюджета, находили работу, получали бесплатное жилье и даже машины. Но эти времена ушли, надо жить в нынешних реалиях, заниматься саморазвитием и просто работать.

Ключевой вопрос

К депутатам люди идут за помощью в решении проблем. Всегда ли удается помочь?

Ирек Усманов: Бывает по-разному. 55% поступающих к нам вопросов носят социальный характер. Нередко граждане элементарно не знают своих прав и не могут сладить с бюрократической машиной. К примеру, ко мне пришла женщина, муж которой трижды пролежал в ковид-госпитале. Ему нужна была реабилитация, но добиться ее самостоятельно супругам не удалось. После моего обращения в региональный минздрав мужчину направили в санаторий, прописали курс окситерапии и другие лечебные процедуры.

Но некоторые вопросы решить не так легко. К примеру, я выступаю за снижение налогов и введение льготного кредитования для предпринимателей, работающих в сельской местности. Считаю, что эти люди - локомотив развития деревни, поэтому их поддержка особенно важна. И мы продолжим добиваться для них преференций.