Фактическая история вопроса следующая: в конце февраля против суверенного долга РФ были введены западные рестрикции, одновременно Запад заблокировал инструменты расчетов в долларах и евро.
До апреля по ряду позиций сделали исключение, поэтому шумиха вокруг технического дефолта была больше инструментом геоэкономического давления, чем как юридическим казусом. В апреле санкции были распространены на переведенные Минфином РФ деньги западным банкам-агентам, то есть фактически власти США и стран "большой семерки" запретили западным банкам переводить поступившие от России средства на счета кредиторов.
После того как западные банки исполнили запреты, наступил дедлайн льготного погашения, и западные СМИ, а позже и рейтинговые агентства, объявили, что юридически это означает технический дефолт.
Напомним, что дефолт - это отказ заемщика оплатить свои долги или проценты по ним. С экономической точки зрения это означает банкротство, то есть невозможность заемщика в указанные сроки расплатиться по долгам. С юридической точки зрения выделяют еще и технический дефолт, связанный с тем, что кредитор не дает заемщику оплатить его долги по разным процедурным обстоятельствам. В отличие от нормального дефолта в данном случае и заемщик, и кредитор понимают, что договор может быть исполнен и сам факт технического дефолта - это запуск переговорного процесса между ними.
Экономически дефолт России невозможен. На 1 апреля 2022 года совокупной госдолг России составляет чуть больше 450 миллиардов долларов (это меньше 20 процентов ВВП). Причем на зарубежные обязательства приходится лишь 56,7 миллиарда долларов - это один из самых низких показателей в мире. Для сравнения: госдолги стран "большой семерки" уже превысили или равны годовому ВВП этих стран. Кроме того, объем замороженных Западом российских активов превышает всю сумму госдолга России.
Поэтому в данном случае мы имеем дело с инспирированным кредиторами техническим дефолтом. На мой взгляд, цель его очевидна: повод для легитимизации разговоров об экспроприации Западом замороженных активов.
Возможно, что выход на технический дефолт изначально был частью действий по заморозке российских активов.
Вторым юридическим последствием объявления западными рейтинговыми компаниями технического дефолта по суверенным долгам выступает дальнейшее рукотворное снижение кредитных рейтингов, что сделает заимствования на западных рынках и на рынках стран, привязанных к данным рейтингам, существенно дороже.
Учитывая, что на западных рынках мы и так не можем проводить заимствования, а арабские, китайские, индийские и ряд других кредиторов вполне могут проигнорировать данные рейтинги, с этой стороны для нашей страны и ее граждан не меняется ничего.