В Донбасс гвардейцы из Балтийска попали 8 марта. Первый серьезный бой роте капитана Носова пришлось выдержать четыре дня спустя: остановили наступление превосходящих сил противника под поселком Октябрьский в ДНР, уничтожив две боевые машины пехоты и три десятка военнослужащих ВСУ. В ту же ночь на роту обрушился шквальный огонь с другого направления, и грамотное командование Носова помогло отбить и эту атаку, удержать занятый поселок без потерь и уничтожить еще три вражеских БМП.
В наградном представлении описываются и другие сражения роты гвардии капитана Носова. За сдержанными формулировками этих сводок - стойкость и отвага. Неделю рота, закрепившись в населенном пункте, держала оборону от диверсионно-разведывательных групп, в итоге три из них уничтожила и захватила в плен десять солдат ВСУ во главе с офицером.
Последний бой гвардии капитана произошел 26 марта. Он со своими подчиненными бросился на выручку другой роте морпехов, которой грозило окружение: на них под прикрытием артиллерии двинулись серьезные силы. Восемь вражеских танков, пять БМП и сотня солдат шли в наступление, когда их стремительно контратаковала сильно уступающая в численности сводная рота Носова. Даже официальный документ в этом описании теряет бесстрастность: "Находясь на острие атаки, гвардии капитан Носов с невиданным упорством, бесстрашием и мужеством вел за собой морских пехотинцев. Под пулеметным огнем, не теряя самообладания, профессионально и хладнокровно руководил личным составом. Своими действиями в том бою он сохранил жизни многим военнослужащим".
Морпехи вышли из окружения, а противник потерял танк, две БМП и больше тридцати пехотинцев. Но и нашим эта победа досталась очень дорогой ценой: командир был смертельно ранен.
Похоронили его на родине - в селе Коровий Ручей Усть-Цилемского района Коми, где Владимир родился, вырос, закончил школу, в которой руководил военно-патриотическим клубом "Беркут", и откуда уехал поступать в Рязанское высшее командное училище воздушно-десантных войск. Теперь эта школа будет носить его имя. Здесь живут его пожилые родители и сестры. Проводы были многолюдными и торжественными, в процессии среди нескольких сотен человек шли и глава республики, и глава района.
А перед этим было прощание в бригаде. Владимир служил в Балтийске, в прославленной 336-й ДШБ, полное название которой - отдельная гвардейская Белостокская орденов Суворова 1-й степени и Александра Невского бригада морской пехоты Балтийского флота. Бойцы этой элитной части участвовали во множестве операций в горячих точках планеты. Гвинея и Ангола, Куба и Египет, Афганистан и Чечня, Сирия и вот теперь Украина - везде "черные береты" из Балтийска несли свой девиз "Там, где мы, там - победа". О тех, кто не вернулся, помнят в части, и теперь в почетные списки героев навечно занесено имя гвардии капитана Носова.
- Володя вообще не должен был там оказаться, - говорит гвардии майор Артем Валигура, заместитель командира бригады по военно-политической работе. - Он был в госпитале, лечился от пневмонии и в эту командировку его отправлять не планировали. Мы не знали, куда идем, предполагалось, что это будет скорее всего Сирия, для погрузки на корабли оформлялись служебные загранпаспорта, все списки согласовывались с соответствующими органами. И к тому моменту, когда Володя выписался из госпиталя, все было уже готово, на его место поставили и.о. Но он настоял, что должен уйти со своей ротой, сказал: "Я штатный командир, я с ними должен быть, а не кто-то". Бегал от одного должностного лица к другому, чтобы все подписать, согласовать, и смог очень быстро пройти всю бюрократическую цепочку и добиться своего. Очень настойчив был в достижении своих целей, наверное, таким командир и должен быть.
О гибели своего командира его взводный, гвардии старший лейтенант Александр Спирин узнал в госпитале в Москве. Его ранило в той же командировке 13 марта, за две недели до гибели Владимира Носова, и видно, что говорить об этом ему до сих пор тяжело.
- Я попал к нему в роту в 2018 году, сразу как выпустился из училища на Дальнем Востоке, - рассказывает Александр. - Он многому меня научил, можно сказать, даже переобучил, к войскам подготовил, был моим наставником. Он терпеливый, в укор своему времени мог сесть и объяснять, мог со службы долго не уходить, помогал много, времени своего не жалел. Как командир он строгий, но отзывчивый, справедливый, подчиненных слушал. В боевой обстановке не показывал страха, находил такие слова, что в трудную минуту легко станет, мы получали от него уверенность. Он такой человек, что и в огонь и воду за ним, мужественный, стараешься быть не хуже.
- В этой командировке он прямо рвался в бой, приходилось даже одергивать: "Володя, уймись". О себе не думал, думал о спасении других, - вспоминает гвардии капитан Семен Никаноров, заместитель командира батальона по военно-политической работе. Он тоже получил ранение в той же командировке. - Это вообще было ему свойственно, он не делил обязанности, исполнял за кого-то, хотя мог и не делать, всегда поможет о чем ни попросишь. Служба у него занимала практически все время. Служба и семья. Очень грамотный офицер и военный специалист, причем не только в воздушно-десантной подготовке, среди сержантского состава у него был авторитет безоговорочный, отношения сплоченные, и свое увлечение спортом он им передавал, они ротой ходили в футбол погонять…
- Вова рассказывал, что с детства мечтал стать десантником, занимался спортом, интересовался оружием, службой в армии, - рассказывает его вдова Оксана. - Мы с ним познакомились в 2011 году в Советске, я там жила, а он попал по распределению после училища. Он мне сразу понравился, такой крепкий, накачанный и внешне был похож на моего отца - тоже военнослужащего. В новогоднюю ночь он предложил мне руку и сердце, под бой курантов кольцо мне надел, а после свадьбы переехали сюда, в Балтийск.
О том, куда на сей раз отправляется Владимир, Оксана не знала. Просто командировка, каких было немало за девять лет совместной жизни: по три месяца, по полгода. Даже на дне рождения дочки, восьмилетней Дианы смог присутствовать только один раз, в прошлом году, когда ей исполнилось семь. О том, что был в Сирии, тоже узнала задним числом, а подробностей он ей никогда не рассказывал: "Все, что касается службы, тебе не нужно знать".
- Вова Дианку называл "солнышком", "куклой". Дома он был папой и мужем, а за квартирой - патриотом и воином, - говорит Оксана. - По характеру он вспыльчивый, как и я. Мы два Овна, огненные знаки. Мама мне сказала: нужно, чтоб кто-то уступал, находил компромисс, чаще это была, конечно, я, но и он иногда мог уступить. Веселый был, находил общий язык со всеми. Любил рыбачить, как-то и дочку брал с собой. Мы всегда любили на природу ходить, чаще всего без компании, втроем, только своей семьей. Для нас с Дианой теперь тяжело будет в любимые места ходить вдвоем, потому что мы всегда там бывали вместе. Как она? Так плакала, на успокоительных пришлось держать. Но уже спокойнее стала, она больше меня успокаивает. Говорит: "Мама, я буду очень хорошо учиться, чтобы папу не позорить".
- Почему похоронили в Коми? - Оксана впервые за все время беседы не может сдержать слез, до этого очень мужественно держалась. Диана подбегает к маме и обнимает ее, утешая, как старшая. - Потому что его мама с папой так решили, мама не сможет сюда ездить, они уже немолодые. Меня здесь некоторые осудили за это, но я не смогла не уступить его родителям.
Последний разговор был у них второго марта. Владимир позвонил, поздравил дочь с днем рождения. Жене сказал обычное: "люблю, целую". Сказал, что к маю приедет. Оксана делала в квартире ремонт, покупала мебель, ждала мужа…Сейчас они с Дианой живут в служебной квартире. В части заверили, что вопрос решен на уровне командования флота и администрации города: семья может жить там столько, сколько захочет. И получит всю необходимую помощь как по официальным каналам, так и от сослуживцев бригады. Но Оксана сейчас ни о чем не просит, справляются сами, с поддержкой родных - у нее мама в Светлогорске, сестра в Калининграде.
Прощаемся у ворот части, куда офицер жену не допускал, а дочку приводил, чтобы посмотрела, где папа работает. Тоненькая, длинноногая Диана идет легко, как будто танцует. "Танцами занимается, - говорит Оксана. - Вова мечтал увидеть ее на сцене…"
Между тем
Имя гвардии капитана Владимира Носова присвоено новейшему противодиверсионному катеру проекта 21980 "Грачонок", который недавно получил на вооружение Балтийский флот. Небольшой, но грозный и очень скоростной катер, предназначенный для борьбы с подводными диверсантами и поддержки действий боевых пловцов, серьезно вооружен: пулеметная установка, противодиверсионные гранатометы, ПЗРК, радиоэлектронное вооружение. Базироваться он будет в Балтийске, где служил и откуда ушел в свой последний поход гвардии капитан Носов.