В Калининграде восстановили старинную арку немецкого госпиталя

В самом западном регионе страны после реставрации открыли архитектурный памятник XVIII века. Обновленные ворота Лебенихтского госпиталя представили жителям и гостям Калининграда - правда, без их главной особенности.
Чтобы вернуть орла на историческое место, необходимо пройти комплекс согласований.
Чтобы вернуть орла на историческое место, необходимо пройти комплекс согласований. / ПРЕСС-СЛУЖБА ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Историческое здание госпиталя возвели после эпидемии чумы 1531 года в районе перекрестка современного Московского проспекта и Октябрьской улицы. Знаменитая арка в стиле рококо украсила въезд в 1764 году. Ее венчал орел на каменном шаре с символами королевской власти в обеих лапах. В архивах можно найти сведения о том, что скульптуру создал из песчаника в 1764 году неизвестный мастер. После Великой Отечественной войны она была утрачена.

В начале XX века строения госпиталя, которые к тому времени обветшали, решили снести. Комплекс зданий перенесли в район Закхайм. Туда же, на Хайдеман-штрассе (нынешнюю Черепичную улицу), "уехал" и въездной портал. Немецкий архитектор Балдур Кестер в одной из своих книг указывал, что сохранившаяся арка представляет собой ценность как остаток того богатства форм рококо, которыми обладал Кенигсберг в фасадах и внутренних пространствах.

Статус культурного наследия регионального значения зданиям Лебенихтского госпиталя присвоили в 2007 году. Помимо въездных ворот в комплекс вошли три строения 1903 года: два корпуса (на Черепичной и Лесопильной улицах) и капелла. Однако восстанавливать архитектурные памятники не спешили: невозможно было найти инвесторов. Объекты начали постепенно разрушаться.

Удивительно, но реконструировать памятник помогло административное правонарушение. Процесс реставрации начался в 2021 году после того, как калининградский предприниматель Алексей Снегур получил штраф за незаконную стройку рядом с историческим объектом. Недострой на Черепичной улице, к которому примыкала арка, он приобрел, чтобы после восстановления разместить там офис. Однако все пошло не по плану: за стройку в зоне объекта культурного наследия на бизнесмена завели "административку".

Впрочем, свою вину предприниматель быстро осознал и решил отреставрировать архитектурный памятник за свой счет. В результате на свет родилась концепция сохранения исторического ансамбля Лебенихтского госпиталя. Ее одобрили на областном архитектурно-градостроительном совете, а все работы выполнялись под надзором службы охраны памятников. Претерпел изменения и внешний облик офисного здания: теперь стилистически оно полностью соответствует отреставрированной арке.

- Ворота Лебенихтского госпиталя являются одним из старейших сооружений гражданской архитектуры в Калининграде. Это единственный в области памятник "настоящего" барокко, - пояснил руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов. - В наши дни это событие особенно актуально. В то время как большинство соседних стран окончательно возвели в ранг государственной политики практику германского племени вандалов, боровшихся с духовным миром Римской империи грубым уничтожением и осквернением памятников, мы сберегаем, восстанавливаем наше общее с Европой наследие.

Сегодня ворота практически идентичны образцу 1945 года. Единственное отличие - восседавший прежде на вершине арки орел сейчас "спустился на землю". Скульптуру восстановили, однако на сам портал пока не водрузили. В службе госохраны объектов культурного наследия рассказали, что для этого нужен отдельный реставрационный проект с необходимым составом разделов, а также прохождение целого ряда экспертиз. Работа в этом направлении уже ведется. Пока на гордую птицу можно посмотреть во дворе исторического комплекса.

Это интересно

Латинская надпись на арке гласит: "Пристанище для бедных и нуждающихся. Это памятник благочестия Альбрехта Маркграфа Бранденбургского. После пожара 1764 года тщательно разобран из пепла и с милосердием и щедростью Фридриха II Великого, полностью восстановлен. Это свято для потомков! Это безупречно! Удача придет!" В службе государственной охраны объектов культурного наследия подчеркнули, что ретушировать и маскировать ее не стали сознательно, поскольку за строками скрывается "манифест социального служения".