Тренд "Иннопрома" в этом году - транспортные средства, которые не производят выбросов. "РГ" уже рассказывала про люксовые автомобиль с водородным топливным элементом и электрический автомобиль, а также электробусы, которые будут производить в Челябинске. Мы сравнили еще несколько машин, представленных на выставке, чтобы понять, какой транспорт нас ждет в будущем и далеко ли на нем можно уехать.
Страна-партнер "Иннопрома" Казахстан представила первый полностью электрический автобус, который изготовили в стране. В Казахстане "зеленая энергия" считается перспективным направлением развития. Разработку представила QAZTEHNA.
Как рассказали "РГ" на стенде, при работе автобуса по большей части не используется токсичное топливо, только отопитель в зимнее время работает на дизеле. Тем не менее, такой транспорт устроен комфортно. Он представлен в разных размерах (от 8,5 до 18 метров), оснащен кондиционером и отоплением, пневматическая подвеска обеспечивает амортизацию на любых дорогах. По словам производителей, один заряд электробуса рассчитан на 300-350 километров езды без подзарядки. Благодаря электрическому двигателю он очень тихий, отлично подойдет для мегаполисов. Он удобен для любых групп населения: в нем есть пандус и низкий вход для удобства мам с колясками и пожилых людей. Также есть междугородние варианты таких автобусов: они имеют больший размер (от 9 до 12 метров), а их аккумулятор позволяет проходить большие расстояния без подзарядки.
Еще один вариант электробуса представила московская компания ЛиАЗ (ГАЗ). Он также работает полностью на электрическом заряде, включая отопление, один заряд рассчитан на 130 километров дороги. Как и предыдущий образец, он оснащен кондиционером, отоплением и пневматической подвеской. На ускоренную подзарядку уходит всего около часа.
По сравнению с предыдущей разработкой компании, которая сейчас активно используется в Москве, этот вариант имеет расширенные дверные проемы, увеличенные проходы в салоне и полностью низкопольное устройство, что обеспечивает удобство пользования. На стенде заявляет, что при компановке салона на один квадратный метр приходится максимальное количество сидений.
На стенде Минпромторга РФ показали электробус на водородных топливных элементах. Эта разработка полностью экологическая, вредных выбросов не вырабатывает и может довольно далеко уехать. По сравнению с классическими дизельными автобусами и даже электробусами он имеет повышенный запас хода - до 350 километров при полной заправке: это шесть килограммов водорода и полная зарядка тяговой батареи на 24 киловатта в час. Однако это задел на перспективу, поскольку в России есть только одна водородная заправка, и та экспериментальная.
В машине установлено три баллона с давлением в семь атмосфер (в каждый влезает по два килограмма водорода): один в багажном отсеке (это главный минус разработки), два висят на рамах. Еще этот электробус миниатюрный, по габаритам и вместимости салона больше напоминает маршрутку с высоким потолком.
Сердце "водоробуса" - энергетическая установка, которая потребляет водород, забирает кислород из воздуха и вырабатывает электричество.