Сегодня через реку Обь в районе Сургута машины ездят по уже изрядно состарившемуся мосту. Интенсивность движения по нему в три раза превышает расчетную: 14 000 автомобилей в сутки вместо плановых 5 000. Мост периодически закрывают на ремонт на 4-5 часов в сутки. При этом на протяжении почти 3 000 километров водных путей нет ни одного альтернативного мостового перехода через Обь.
Поэтому так долго в Югре, да и в стране в целом ждали запуска строительства нового моста. Без него невозможно обеспечить полноценную работу по добыче нефти и газа, развитие Югры и Ямала и энергетическую безопасность страны в целом.
Это будет масштабный объект, на строительство которого уйдет 3,5 года. Протяженность мостового перехода с подходами составит 45,56 км, в том числе 1,76 км самого моста. По проекту на нем и прилегающей дороге будет четыре полосы движения. Строителям предстоит уложить более 55 тысяч кубометров монолитного бетона и смонтировать 25 тысяч тонн металлоконструкций пролетных строений.
Отметим, президент РФ Владимир Путин придает особую значимость строительству Северного широтного хода и в конечном итоге выходу к северным морям. В условиях введенных против нашей страны санкций Запада планы реализации стратегических и текущих проектов в Российской Арктике приобретают особое значение. Об этом глава государства заявил в ходе совещания по вопросам развития Арктической зоны. При этом он призвал нарастить темпы реализации крупных инвестиционных проектов в этом регионе. Один из самых значимых из них - строительство Северного широтного хода (СШХ).
Запуск этого проекта позволит разгрузить БАМ и Транссиб. И это принципиально важно с учетом переориентации на Восток наших основных экспортных ресурсов.
- Проект имеет общегосударственное, стратегически важное значение для обеспечения транспортной доступности крупнейших в мире районов добычи углеводородного сырья с регионами России, другими странами, - отметил полпред президента России в УРФО Владимир Якушев на торжественной церемонии старта строительства. - Уверен, что обязательства, которые взяли на себя правительство Югры и генеральный подрядчик "Мостострой-11", им по силам. Компания имеет большой опыт строительства, в том числе объектов Сочинской Олимпиады в горной местности, а руководство Югры реализовало уже не один крупномасштабный проект.
Как отметил Владимир Якушев, строительство такого масштабного инфраструктурного объекта - мощный рывок в сфере привлечения инвестиций и занятости: на пике строительства на объекте будет работать до десяти тысяч человек.
- Югра и Ямал - базис экономики России. Отдельное спасибо за старт проекта губернатору Югры Наталье Комаровой. Серьезное дело мы начинаем в непростых условиях, но уверен, что справимся, вовремя построим и сдадим необходимый региону и стране объект, - подчеркнул полпред.
- Я абсолютно уверена в профессионализме команды, которая взялась за эту работу, - АО "Мостострой-11", АО "Автодорстрой", ООО СК "ЮВиС", АО "Ханты-Мансийскдорстрой", -подчеркнула Наталья Комарова. - Это те компании, которые никогда не подводили заказчика, всегда выполняли работу в соответствии с проектно-сметной документацией. У народа ханты есть такая пословица: "Светлое слово станет мостом в завтра". Дорогие друзья, это ваше "светлое слово". А значит, мы все вместе уверены в завтрашнем дне.
Важный объект в Сургуте планируется построить на условиях долевого финансирования в пропорции: 60 процентов - средства федерального бюджета и 40 - казны региона. Общая стоимость строительства - 62,5 млрд рублей.
Что немаловажно, новый мост послужит и дальнейшему развитию самого региона. Он улучшит транспортную доступность, разгрузит нынешние маршруты и обеспечит людей дополнительной работой. Кроме того, Югра и соседние регионы будут продолжать формировать единую автотранспортную систему Урало-Сибирского региона.
По словам генерального директора "Мостостроя-11" Николая Руссу, окончание строительства по контракту запланировано в 2026 году, но движение по мосту планируется открыть уже в конце 2025 года.
- Этот мост станет для Югры самым крупным транспортным инфраструктурным объектом. Его значение трудно переоценить как для Сургута, так и для всего региона и России, - отметил руководитель подрядной организации. - В строительстве объекта будет задействована большая команда. Здесь будут работать все крупнейшие дорожно-строительные предприятия Югры, а также проектировщики, субподрядные организации, строительный контроль. Перед нами стоит огромная ответственность построить мост хорошего качества и в срок.
Михаил Петров, руководитель центра развития и размещения производительных сил Института экономики УрО РАН:
- В условиях все большего давления на экономику России стран Запада очень важно, что не откладывается строительство стратегически важных для всей России инфраструктурных объектов. К таким в полной мере относится новый мост через Обь в районе Сургута. Он станет одним из тех важных звеньев, которые помогут сохранить энергетическую и экономическую безопасность страны, позволят развивать территорию Арктики, дадут выход к Северному морскому пути. Российские нефть и газ будут еще очень долго оставаться одним из основных энергетических ресурсов во многих государствах. И даже недружественным странам крайне невыгодно отказываться от поставок наших углеводородов.
Цифра
45,56 километра составит протяженность мостового перехода