Создать новый продукт, как показывает практика, гораздо проще, чем продать и тем более ввести в оборот. Например, в УрФУ проводят научно-конструкторские работы (НИОКР) по заказу индустриальных партнеров, передавая им результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Скажем, недавно университет выиграл право на создание проектов по реверсному инжинирингу на сумму в 120 миллионов рублей.
- Проблемы возникают на моменте передачи результатов нашей деятельности. Без обязательных требований, закреплённых в законодательстве, предприятия не заинтересованы в оформлении РИД и создании объектов интеллектуальной собственности (ОИС) на этапе НИОКР, заказанных вузу. В итоге получается, что университет как будто не создает ОИС, - подчеркивает ректор УрФУ Виктор Кокшаров.
В национальном исследовательском технологическом университете "МИСиС" добавляют, что есть еще ряд проблем. Одна из них - дефицит средств для развития долгосрочных проектов и спроса на продукцию. Изобретения университета, даже востребованные на рынке, не всегда готовы приобрести на рынке, из-за чего приходится сокращать научный персонал и жить на "коротких деньгах", выполняя небольшие контракты.
Что об этом думают на самих предприятиях? Михаил Попов, вице-президент Трубной металлургической компании (ТМК), которая входит Российский союз промышленников и предпринимателей, считает, что изменить положение дел могут законодательные инициативы, допустим, по разработке вузовских программ, в рамках которых будут продвигать стартапы для последующего внедрения. В том числе важно уделить внимание развитию компетенций в подготовке кадров.
- На федеральном уровне для этого ведут работу по актуализации профстандартов, а также повышению квалификации преподавателей, - заявляет гендиректор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин. - А для внедрения инноваций у вузов есть разные возможности, к примеру, они вводят проектное обучение, формируют профильные кафедры совместно с компаниями и другое.
Чтобы обеспечить коммерциализацию разработок альма-матер, при поддержке Минобрнауки России хотят запускать стартап-студии. В них студенческие команды будут делать продукты под запросы бизнеса и разных учреждений, это лежит и в основе проектного обучения.
- Сейчас выходит федеральный проект по созданию стартап-студий. Он нацелен на максимальное вовлечение работников вуза и студентов в технологическое предпринимательство. Студии будут организацией, через которую университет сможет вступать в юридические долгосрочные отношения с индустриальными партнерами, - поясняет директор департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки России Олег Чурилов.
При таком раскладе выгоду получат обе стороны: корпорации увидят готовый продукт или технологию, а университеты - оформят результаты своей интеллектуальной деятельности и смогут внедрить стартап в рамках конкретного производства. В планах также наладить инфраструктуру для выпуска проектов в стартап-студиях, некоторые коммерческие компании готовы поучаствовать в формировании ресурсной базы.
В свою очередь, участники рынка просят вузы, помимо подготовки кадров, изучать рыночный спрос до создания очередного продукта. По словам директора департамента технологических инноваций компании "Норникель" Анны Коротченковой, важно соблюдать баланс между прикладными задачами и научными разработками с перспективой на будущее, чтобы быстрее конвертировать идею в бизнес.