Почему швейные изделия из Кыргызстана популярны в России

Текстильные изделия, произведенные в Кыргызстане, хорошо известны в России. Как правило, это одежда эконом-класса - качественная и недорогая.

- Нас много, но все мы объединены брендом "Made in Kyrgyzstan". Покупатели не делят нас на марки и отдельные бренды, воспринимают в совокупности. Для нас это и преимущество, и проблема: если кто-то хочет работать в премиальном сегменте, он не может вырваться из сложившегося круга. Как и те, кто хочет продвинуть собственный бренд, - делится мнением представитель кыргызского легпрома Асель Атабекова.

Она рассказала о личном опыте: несколько лет назад, заплатив немалые деньги за участие, бизнесвумен отправилась на выставку в Париж. Там получила предложение о сотрудничестве от модного дома. Правда, шить предлагали под чужим брендом.

- Но я-то приехала свое продвигать! И мне объяснили: ты заходишь в бедный дом - тебе захочется носить одежду или брать мебель из его интерьера? Так и тут: с биркой "Made in Kyrgyzstan" никто у тебя дорогие вещи не купит, - сетует кыргызская предпринимательница.

Асель Атабекова - председатель Женской лиги Центральной Азии, много лет руководит группой компаний, так что ее рассказ о легкой промышленности республики не только эмоциональный, но и компетентный.

В Кыргызстане в целом и в Бишкеке в частности швейные производства открыты, как утверждает Асель, едва ли не на каждой улице. Более 70 процентов предприятий - маленькие цеха (до 70 сотрудников), 20 процентов - средние (100 - 200), крупных компаний с несколькими сотнями работников не более 10 процентов. Большинство предприятий работает в сегменте fast fashion: заказываете модель - и через десять дней она уже на пути к вам. По словам Атабековой, ни Узбекистан, ни Китай, ни Бангладеш такой скорости выполнения заказа обеспечить не могут. Знаменитый рынок "Дордой" в Бишкеке сейчас служит реальным мостиком между кыргызским производителем и российским потребителем, на нем представлены десятки (а может, и сотни) местных цехов, ателье и фабрик.

Десятки дизайнеров, брендов из РФ сотрудничают с Кыргызстаном, особенно это касается работы через маркетплейсы. В республике открываются офисы российских компаний.

Напомним, недавно мы рассказывали об уральском модном рынке ("Все это будут носить", "Экономика Уральского округа" от 12 мая 2022 года). Так вот, местные дизайнеры жаловались на нехватку рабочих рук, сложности с поставками тканей. А в Кыргызстане ситуация обратная: при обилии швейных цехов и производителей текстиля наблюдается острый дефицит квалифицированных дизайнеров и маркетологов. Такое ощущение, что мы просто созданы друг для друга.

Предприниматели из Екатеринбурга к возможности сотрудничества пока только приглядываются.

- Я хотела бы отшивать в Кыргызстане коллекции своего бренда. Немного смутило, что гости несколько раз подчеркнули: они работают только в экономсегменте. Значит ли это, что качество у них неидеальное? - задается вопросом Анастасия Герцберг, руководитель группы компаний, в том числе ателье, швейного цеха и бренда детской одежды. - Нужно выяснить, есть ли у них определенные виды тканей, которые нам нужны. Футер и трикотаж мы в основном заказываем в Турции. Если везти в Кыргызстан свою ткань, там отшивать и отправлять в Россию, боюсь, что всю экономию на пошиве съедят транспортные издержки. Нужно исследовать этот рынок.

- А мы всерьез рассматриваем возможность сотрудничества. Цены у них точно интереснее, чем у наших уральских подрядчиков. Речь идет, например, о нанесении принтов на ткани. Планируем съездить в командировку, чтобы познакомиться лично, посмотреть производство, - утверждает сооснователь марки купальников и спортивной одежды Валерия Суменкова.

У кыргызских коллег свои опасения. Часто бизнесмены из России торгуются, стараются заплатить минимум за пошив изделий, а потом многократно накручивают цены на готовую продукцию.

- Киргизский производственник сделает все: подбор конфекциона, подготовку лекала, изготовление образца. Он пойдет на ваши условия вплоть до отшива в течение 10-15 дней. Но только если поймет, что вы готовы платить и выстраивать с ним честные долговременные отношения, - уверяет Асель Атабекова.

- Мы, бизнесмены, наконец-то не будем мучиться вопросом, где взять кадры. Мы найдем цеха, которые смогут быстро выполнять заказы. А может быть, и наши сотрудники - технологи, дизайнеры, организаторы производства - найдут работу в Кыргызстане, - дополняет коллегу Ирина Пуць, основатель бренда товаров для малышей. - Большое преимущество, что люди там говорят по-русски.

Итог встречи в Екатеринбурге - комитет по развитию женского предпринимательства Свердловского отделения "Опоры России" и общественный фонд "Женская лига Центральной Азии" подписали меморандум о сотрудничестве, призванный упростить общение между предпринимателями Урала и Кыргызстана. Руководители женских организаций обещают выступать посредниками во взаимном поиске деловых партнеров.

Сегодня на Россию приходится около 90 процентов экспорта республики. В Екатеринбурге уже сейчас можно найти продукцию 78 фабрик Кыргызстана.

Кстати

Немало точек соприкосновения нашли уральские и кыргызские предприниматели в сфере туризма. Настоящим открытием для россиян стали юртовые глэмпинги на берегу Иссык-куля. В свою очередь уральцы рассказали, как они создают туристические маршруты, используя культурные коды территорий, мифологию и реальную историю.

- Наши люди заинтересованы в отдыхе в Кыргызстане, нас привлекает погружение в культуру кочевников, - рассуждает Эльмира Самохина, член правления фонда "Идея" из Полевского, - А вот кыргызские ребята к нам могут поехать с целью образовательного, познавательного туризма.