05.07.2022 21:20
    Поделиться

    Как в России преодолеваются санкции и какую роль в этом играет импортозамещение. Интервью с доцентом ИОН РАНХиГС Николаем Кульбака

    Под санкциями Запада Россия живет уже восемь лет, но экономика страны выдерживает этот прессинг. Продолжает действовать государственная программа импортозамещения, запущенная 15 апреля 2014 года. В ней - планы развития импортозамещения для каждого вида промышленности до 2024 года. Однако Владимир Путин прямо сказал: "Нам импортозамещение само по себе не нужно. Это не самоцель. Мы должны использовать сложившуюся конъюнктуру для поддержки тех компетенций, которые были утрачены и которые нам нужны, и создания новых компетенций, особенно в высокотехнологичных секторах экономики".
    Эффективное импортозамещение может быть только в условиях активной экспортной политики.
    Эффективное импортозамещение может быть только в условиях активной экспортной политики. / Сергей Куксин

    В 2022 году против России введены новые ограничительные меры. Как они преодолеваются и какую роль в этом играет импортозамещение? Обсудим тему с доцентом ИОН РАНХиГС, кандидатом экономических наук Николаем Кульбака.

    До сих пор по многим направлениям зависимость от импорта является критической

    На реализацию программы импортозамещения ежегодно выделяются миллиарды рублей (например, в 2021 году - более 330 миллиардов). Какова, на ваш взгляд, отдача от этих вложений?

    Николай Кульбака: Действительно, данная государственная программа оказала определенное воздействие на уровень импортозамещения в стране. По официальной оценке, программа к началу 2020 года привела к сокращению доли импортной продукции на внутреннем рынке по промышленным товарам с 49 процентов в 2014 году до примерно 40. Это немало. Однако до сих пор по многим направлениям зависимость от импорта является критической. Ведь достаточно в любом виде продукции иметь несколько элементов, которые нельзя заменить, чтобы производство его в отсутствие импортных деталей стало невозможным.

    Основной проблемой данной программы, на мой взгляд, является ее всеохватность. Невозможно добиться импортозамещения по всей экономике в целом. Международный опыт показывает, что успеха добивались только те программы импортозамещения, которые имели узкую отраслевую направленность и опирались на хороший внутренний потенциал. И наоборот, поднятие конкурентоспособности относительно слабых отраслей зачастую превращалось в затратные проекты, ведущие к росту внутренних цен и высокой коррупции.

    С 2014 года завершено уже более полутора тысяч проектов по импортозамещению. Вот только некоторые примеры: запущено производство полного цикла по выпуску специальной обуви для медицинских работников; импортные конструкционные пластмассы полностью замещены отечественными; запущено производство сверхвысокочастотных переключателей для искусственных спутников Земли; компоненты к российскому самолетному двигателю ПД-14 теперь изготавливает Пермский машиностроительный завод. Насколько эта продукция удовлетворяет наши потребности и в какой мере она соответствует необходимым стандартам?

    Николай Кульбака: Выпуск отечественной продукции вместо импортной не может являться самоцелью. Надо понимать, что в большинстве своем создание нового продукта с качеством, аналогичным импортному аналогу, означает, что на российском предприятии устанавливается импортное оборудование, нередко работающее на импортном сырье. Например, Саратовский завод полимерных материалов, который выпускает конструкционные пластмассы, использует для производства экструдеры ZE80 x 48D BluePower, являющиеся передовой разработкой компании KraussMaffei Extrusion GmbH. Таким образом, выпуск импортозамещающей продукции, как правило, не означает отказ от импорта, поскольку в этом случае импортозависимым становится уже производство.

    В сельскохозяйственной отрасли Россия стала конкурентоспособной

    К началу 2022 года было налажено производство отечественных продуктов. Страна практически полностью обеспечила население мясом, рыбой, зерном и другим продовольствием. Что в этой сфере еще не удалось заместить?

    Николай Кульбака: Сельское хозяйство - одна из тех отраслей, где Россия стала конкурентоспособной на мировом рынке. Россия является крупнейшим экспортером зерна в мире, зарабатывая на этом больше, чем на экспорте оружия. Однако это не означает, что российский аграрный сектор может перестать существовать в отрыве от зарубежных поставщиков. В частности, российский сельскохозяйственный сектор закупает за границей семенной материал и запчасти к технике, которая преимущественно является импортной.

    У нас есть проблемы с импортозамещением в сфере цифровых продуктов - уровень зависимости от импорта здесь более 90 процентов. И если на ушедший иностранный софт еще находятся отечественные аналоги, то с компьютерами все гораздо сложнее. Стоит ли вообще пытаться выйти в этой сфере на мировой уровень? Не является ли эта цель утопической?

    Николай Кульбака: В России очень высокий уровень компьютерных специалистов. Он опирается на традиции советской и российской математической и инженерной школ. Но основная проблема при разработке программных продуктов - это создание массового компьютерного продукта. Для этого необходимо как минимум два условия. Во-первых, это должен быть продукт, распространяемый на очень большую аудиторию, а во-вторых, он должен иметь регулярную обновляемость. Причем оба эти условия выполняются одновременно.

    Импортозамещение должно сочетаться с активным включением страны в международное разделение труда

    Если у вас огромная мировая аудитория, то вы легко сможете находить ошибки и сразу же их тестировать на этом большом рынке. К тому же если у вас миллионы клиентов, то затраты на разработку продукта в расчете на каждого потребителя будут очень маленькими. Еще одна важная вещь - конкуренция. Чем она выше, тем качественнее будет ваш продукт, иначе вам придется уйти с рынка. Айфон не потому так хорош, что его гениально придумали, а потому, что его поджимают конкуренты. Яндекс был силен именно тем, что сражался на равных с мировыми гигантами, такими как Google.

    В тяжелом машиностроении, электронной промышленности, самолетостроении, медицинском и фармацевтическом производстве доля импорта сегодня составляет от 60 до 90 процентов. В какие сроки можно уменьшить зависимость этих отраслей от импорта и реально ли это вообще?

    Николай Кульбака: В каждой из этих отраслей уменьшать зависимость от импорта можно и нужно. Однако надо отдавать себе отчет, что если в фармацевтике уменьшение зависимости будет означать появление российских аналогов импортных лекарств, то в самолетостроении или машиностроении снижение зависимости от импорта будет означать, что доля импортных компонентов в конкретном станке или самолете снизится, допустим, до 20 процентов. Но оставшиеся 20 процентов все равно сделают невозможным производство только внутри России.

    Кроме того, есть еще одно существенное ограничение. Все рынки, о которых мы говорим, представляют собой международные олигополии, когда весь мировой рынок делится между несколькими сильными игроками. Теоретически можно попытаться производить и продавать подобную продукцию внутри одной страны. Однако эффективность такого производства будет намного ниже. Как правило, такое производство можно сделать прибыльным только при условии, что рынок в несколько раз превышает размеры рынка одной, даже самой крупной страны. Поэтому в большинстве случаев альтернативы покупке продукции на мировом рынке просто не существует.

    Эффективность предложенных мер будет видна через один-два года

    В связи с ужесточением санкций в 2022 году правительство разработало дополнительные меры государственной поддержки отечественных предпринимателей: льготные кредиты и кредитные каникулы (в частности, для работников сельского хозяйства), отмена плановых налоговых проверок для представителей малого и среднего бизнеса, отмена комиссии за прием оплаты через систему быстрых платежей... Можно ли уже судить об эффективности этих мер?

    Николай Кульбака: Безусловно, эти меры необходимы для бизнеса, которому сейчас приходится очень тяжело. Но их эффективность будет видна лишь через один-два года. При этом некоторые из мер, такие как кредитные каникулы, дадут эффект только в том случае, если предполагаемый кризис продлится не более полугода. Правда, все выкладки аналитиков показывают, что экономический спад Россия преодолеет не раньше чем через 5-10 лет. Однако трудно представить себе, чтобы кредитные каникулы государство продлило настолько долго. В долгосрочном периоде бизнес сохранит свою эффективность только при высоком уровне экономической свободы, но здесь Россия пока очень сильно отстает от большинства развитых стран мира.

    На проблемах России заработали дружественные ей страны, от своего имени продавая товары (например, в магазинах продаются "белорусские" треска и креветки). Это лишь один из негативных результатов импортозамещения. Можете назвать другие?

    Николай Кульбака: Я бы не назвал это последствиями импортозамещения. Скорее, это последствия введенных Россией контрсанкций. Как только Россия ограничила импорт, цены на импортную продукцию внутри страны выросли. Выгоду прежде всего получили компании, продающие импорт. Ведь на каждой единице продаваемой зарубежной продукции зарабатывать получалось теперь больше. Поскольку импорта стало меньше, часть потребителей внутри страны переключилось на отечественные товары.

    Рост спроса на отечественные товары привел к росту цен на них, что привело к тому, что благосостояние отечественных потребителей снизилось. Да, отечественных товаров стало продаваться больше, но и цены на них выросли. Основной выигрыш от этого получили российские производители, но потребители внутри страны потеряли намного больше. Что касается последних месяцев, когда объем санкций существенно расширился, то видимым результатом импортозамещения можно назвать серую экобумагу, появившуюся на рынке, а также уменьшение красочности упаковки, где идут попытки замены зарубежных красок. В целом последствия политики импортозамещения мы увидим к концу календарного года, когда станет лучше понятно, какую продукцию необходимо заменить и можно ли это сделать.

    Как соотносятся импортозамещение и экспортная политика? Нацелено ли импортозамещение исключительно на внутренний рынок?

    Николай Кульбака: Классическая политика импортозамещения состоит как раз в том, чтобы резко увеличить экспорт отечественной продукции. Как я уже говорил, эффективным в современном мире может быть только очень крупное производство. Если бы айфоны или самсунги продавались бы только в масштабах своих стран, то эти компании никогда не добились бы их нынешней эффективности. Поэтому эффективное импортозамещение может быть только в условиях активной экспортной политики. Любое замыкание в рамках одной страны приведет к резкому снижению эффективности производства.

    Вокруг импортозамещения накручено много мифов

    Импортозамещение подчас объявляется панацеей, наделяется чудодейственными свойствами. Какие из мифов об импортозамещении, на ваш взгляд, нуждаются в развенчании?

    Николай Кульбака: Популярный миф состоит в том, что импортозамещение означает создание собственных технологий внутри страны. Это не так. На самом деле для импортозамещения прежде всего необходим импорт технологий, поскольку импортозамещение представляет собой не разработку с нуля технологий, а выявление и внедрение передовых технологических достижений с целью сократить технологическое отставание от развитых стран. Ровно так поступал Советский Союз в 30-е годы, когда покупал готовые современные производства и внедрял их с использованием труда зарубежных инженеров и квалифицированных рабочих.

    Еще один миф состоит в том, что импортозамещение - это стратегия для закрытых экономик, применяемая с целью поднять их внутреннее производство и добиться экономической независимости. Это полностью не соответствует действительности. В современной экономике для большинства производств важнейшим условием прибыльности является большое производство. Современные технологии настолько дороги, что без огромного массового выпуска цена продукции будет очень высокой. Поэтому импортозамещение означает создание высокотехнологичных производств внутри страны, рассчитанных прежде всего на огромный мировой рынок. Ну и последний миф говорит, что импортозамещение всегда является выигрышной стратегией. И это тоже неверно.

    Классическая политика импортозамещения состоит как раз в том, чтобы резко увеличить экспорт отечественной продукции

    Это всего лишь одна из возможных стратегий развития экономики и для ее реализации необходим набор конкретных условий. Есть множество примеров, когда эта стратегия не приносила успеха. Не слишком удачной, например, оказалась политика импортозамещения в СССР. Несмотря на огромные усилия по стимулированию относительно слабых отраслей промышленности и ограничению импорта продукции, обеспечить высокий уровень импортозамещения Советский Союз не смог. Точно так же слабым эффектом обладает попытка импортозамещения, опирающаяся только на собственные силы. В большинстве случаев создаваемая таким образом продукция будет неконкурентоспособной, а производство, основанное на государственных субсидиях, как правило, провоцирует избыточную занятость и низкую прибыльность.

    Член Совфеда Андрей Клишас заявил о полном провале программы импортозамещения. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков с ним не согласился. Возможно ли в принципе в современном мире жить в условиях полного импортозамещения, надо ли это делать и сколько это будет стоить экономике страны?

    Николай Кульбака: Я бы не стал говорить о провале программы импортозамещения. В конце концов Россия стала крупнейшим в мире экспортером зерна. И это тоже импортозамещение. Однако само по себе импортозамещение не позволяет добиться больших успехов без активного включения страны в международное разделение труда и участия в межстрановых цепочках добавленной стоимости. Даже страны с большим населением, такие как Бразилия, Россия, Пакистан или Япония, не в состоянии обеспечить масштабы внутреннего потребления, достаточные для того, чтобы реализовать положительный эффект масштаба. Любое современное производство будет эффективным тогда, когда оно будет обслуживать по крайней мере десятую часть населения планеты. Поэтому эффективное импортозамещение может быть только в условиях активной экспортной политики. Любое замыкание в рамках одной страны приведет к резкому снижению эффективности производства и потере конкурентоспособности ее экономики. И это надо помнить всегда.

    Визитная карточка
    Фото: Из личного архива Николая Кульбаки

    Николай Кульбака - доцент кафедры политических и общественных коммуникаций Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ, кандидат экономических наук, член International Society for Ecological Economics. Автор книг и статей по региональной экономике, экономической истории, транспортной логистике и истории транспорта.

    Поделиться