Возвращения театра на Малую Бронную после более чем двух лет ремонта ждали не только сами артисты. О том, как заждались и рады встрече зрители, говорят цифры: за два месяца с момента переезда (он состоялся в апреле) театр заработал столько же, сколько за весь предыдущий сезон - 81 миллион рублей.
- Думаю, в следующем сезоне мы сможем существовать исключительно на заработанные нами деньги, не прося ничего из бюджета. Моя мечта - прийти к модели Олега Павловича Табакова, при котором МХТ им. Чехова блистательно зарабатывал и на эти средства, собственно, жил, - говорит Константин Богомолов.
И это только кажется, что деньги и творчество - разные полюса. Именно в деньги конвертируется интерес зрителя. На что же ходили в уходящем сезоне? Прежде всего на премьеры - а их Театр на Бронной выпустил сразу шесть: "Оля+Сережа" Евгении Горомовой, "Вишневый сад" Микиты Ильинчика, "Платонов болит" Александра Молочникова, а еще "Таню", "Дядю Леву" и "Гамлет in Moscow" в режиссуре своего худрука.
Уже сейчас Константин Богомолов активно репетирует "Вы чье, старичье?" по Борису Васильеву, премьеру ждут осенью. Линия советской драматургии будет продолжена им в спектаклях "Летят журавли" и "А зори здесь тихие".
- Несмотря на то, что на этот же материал претендует Эмир Кустурица в Театре российской армии, я надеюсь, пока он соберется, мы уже все выпустим, - пошутил режиссер.
Обещает он и еще одну "дикую, яркую, зрительскую" историю - спектакль "Алиса в ч/б". Что-то в ней будет взято у Льюиса Кэррола, что-то выдумано и добавлено, но спектакль продолжит разговор, начатый постановкой "На всякого мудреца" в Театре наций и продолженный "Гамлетом in Moscow" - он погружает зрителя в мир столичной богемы, ее спален, офисов и ресторанов: насколько нелепо выглядят эти персонажи, которым страшно хочется казаться тонкими и осведомленными, высокомерно рассуждая об искусстве и вечных ценностях.
Роман Самгин поставит "Без вины виноватые", Андрей Прикотенко - собственную переработку античной "Федры". Будет даже музыкальный спектакль про Гагарина - за него возьмется хореограф Олег Глушков. Не забыли и про юных зрителей - им представят "Незнайку" и "80 дней вокруг света".
Но и сейчас, с закрытием сезона, жизнь в театре не утихнет. Уже с 9 июля здесь запустят цикл экскурсий, гидами выступят молодые артисты, гостей посвятят в историю здания, его секреты и легенды, проведут за кулисы и в гримерные. "А с 16 по 24 августа мы отправимся на гастроли в Санкт-Петербург, где на сцене Александринского сыграем сразу четыре премьеры сезона", - отметила Елена Мироненко.
Отдельно худрук театра Константин Богомолов обратил внимание на обновление труппы - в прошлом году к ней присоединились 12 актеров и еще девять в нынешнем. Каждый сезон в театре отсматривают полтора десятка потоков выпускников самых разных российских вузов. "Могу заверить, что у Театра на Бронной сегодня самая перспективная труппа в Москве, на этих артистов надо ходить, их надо смотреть. Это будущее российского театра", - подытожил Богомолов.
Кстати о переменах
Худрук Театра на Бронной прокомментировал и кадровые изменения, случившиеся сразу в нескольких театрах столицы. Тема горячая, в театральном мире все обсуждают. На прошлой неделе новое руководство было назначено в "Гоголь-центре" и "Школе современной пьесы", а в "Современнике" все вопросы творческой повестки будет определять не худрук, а худсовет.
- Кадровые изменения - дело департамента культуры Москвы, как учредителя, - напомнил Богомолов. - Конечно, мне жалко, что какие-то люди, которых я знаю и к которым с симпатией отношусь, потеряли работу, но они снова ее найдут - они профессионалы. Не менее важно для меня, чтобы те, кто придет им на смену, не были затравлены. Чтобы они могли выстроить свое пространство.
По словам режиссера, новоназначенные худруки "входят в тяжелую воду" - и "нужно относиться к ним с пониманием". Как правило, за пересудами о кадровых вопросах следуют разговоры об ограничении свободы в российском театре. Богомолов подчеркнул: это во многом надумано. И для него примером служит его Театр на Бронной: "Это абсолютно свободный театр. И наш последний спектакль "Гамлет in Moscow" это доказывает. Меня никто никогда не цензурировал - вот вам крест", - заверил режиссер.
"Ленком" пригласил на должность главного режиссера Алексея Франдетти. Об этом рассказал директор театра Марк Варшавер. По его словам, решение было единодушным, пока договор заключат на один год.
Пост же художественного руководителя в "Ленкоме" упразднен. "Человека уровня Марка Захарова мы не найдем, а ниже не хотим", - отметил Варшавер.