Поделиться

    На Алтае в несколько раз увеличат выпуск импортозамещающей продукции

    В Алтайском крае промышленные предприятия активно включились в программу импортозамещения. Им предстоит в восемь раз увеличить выпуск топливной аппаратуры для дизельных двигателей, наладить новое производство тракторов, нарастить поставки колесных дисков, шин, навесного оборудования для сельхозтехники и многой другой продукции, импортные аналоги которой перестали завозить в Россию. Что необходимо предприятиям для такого мощного рывка, и с какими трудностями они сталкиваются, разбиралась корреспондент "РГ".
    Препятствий для импортозамещения в промышленности не меньше, чем зубьев на этой бороне, но алтайские производители с ними справятся
    Препятствий для импортозамещения в промышленности не меньше, чем зубьев на этой бороне, но алтайские производители с ними справятся / Пресс-служба правительства Алтайского края

    Алтайский завод прецизионных изделий остался единственным в стране поставщиком топливных систем Common Rail после ухода с отечественного рынка компании Bosch. Спрос на эту продукцию в условиях санкций резко вырос, и минпромторг России поставил заводу задачу в восемь раз увеличить производство топливных систем для КамАЗа и ГАЗа. Только КамАЗу необходимо 60-80 тысяч штук в год вместо десяти тысяч, которые алтайское предприятие поставило в прошлом году.

    - В этом году мы увеличим поставки этому потребителю до двадцати тысяч штук, - пояснила заместитель председателя правления завода Анна Осинцева. - Но это будет на пределе наших мощностей, рассчитанных на двенадцать тысяч таких топливных систем в год. Сегодня мы делаем почти вдвое больше за счет расширения производственной цепочки и новых технологических решений. А чтобы увеличить производство в восемь раз, нужен доступ к льготным инвестициям, причем в гораздо большем объеме, чем это сегодня предусмотрено господдержкой.

    Но основная проблема даже не в инвестициях, а в недоступности технологий и оборудования. Для масштабного расширения производства АЗПИ нужны станки и технологические линии, которые производят только в Европе и Японии. "Из-за санкций мы не можем их при-обрести. Будем выстраивать другую логистику, возможно, какие-то станки начнем изготавливать сами. Но для этого тоже нужна серьезная господдержка. Если в ближайшее время решить вопрос с инвестициями и технологиями, то через три-пять лет мы сможем выйти на требуемые объемы", - отметила Анна Осинцева.

    - Чтобы в восемь раз увеличить выпуск топливных систем, предприятию необходимы многомиллиардные инвестиции, - подтвердил корреспонденту "РГ" министр промышленности и энергетики Алтайского края Вячеслав Химочка. - Завод постоянно получает господдержку из Фонда развития Алтайского края, из федерального Фонда развития промышленности, на инновационную деятельность, но масштабы этой поддержки несоизмеримы с его инвестиционными потребностями. Ему надо не менее двух миллиардов руб-лей в год в течение нескольких лет только на переоснащение.

    Еще один крупный импортозамещающий проект - производство нового сельхозтрактора ТЛС-5 "Барнаулец", который создали на заводе "Алтайлесмаш". Новинка была представлена на выставке "День сибирского поля", прошедшей на прошлой неделе на Алтае. "Алтайлесмаш" выпускает специализированную технику для нефтяной, газовой и лесной промышленности небольшими партиями под заказ. В прошлом году здесь собрали 121 машину, а в этом планируют увеличить объемы до 200 штук. В связи с высоким спросом на сельхозмашины на предприятии создали новый трактор для аграриев и готовы построить отдельный завод, чтобы запустить его в серийное производство. Если проект удастся реализовать в ближайшее время, то к 2025-му здесь планируют выпускать до 600 таких машин в год.

    - Инвесторы уже приобрели земельный участок в Барнауле под новый завод, - подчеркнул Вячеслав Химочка. - Они хотят организовать полный замкнутый цикл производства, чтобы все детали "Барнаульца" были алтайские, даже дизельные двигатели. Оборудование для завода будут приобретать на азиатских рынках.

    А в Рубцовске недавно начал работу первый в Алтайском крае промышленный технопарк, специализирующийся на сельхозмашиностроении. Сейчас здесь выпускают пробные партии продукции.

    - Технопарк будет нацелен на импортозамещение наиболее востребованной у наших фермеров техники, - пояснил один из его организаторов Виктор Зобнев. - Общая площадь технопарка - тринадцать тысяч квадратных метров, пока задействовано только четыре тысячи. Основное направление - посевные машины, от простых до современных посевных комплексов. С вводом технопарка количество новинок, поступающих на отечественный рынок, возрастет. Нам помогает краевая программа субсидирования приобретения нового оборудования алтайского производства и льготное кредитование.

    Импортозамещать сельхозтехнику Алтайскому краю не в диковинку. Выпускать отечественные аналоги дорогих зарубежных сельхозмашин и оборудования здесь начали еще в начале 2000-х. С 2014 года этот процесс ускорился, и сегодня регион располагает самым большим в стране количеством сельхозмашиностроительных предприятий, объединенных в Алтайский кластер аграрного машиностроения.

    Так, группа компаний "Алмаз", которая производит сменные рабочие органы для всей российской сельхозтехники, начала активно осваивать выпуск такого оборудования и для импортных машин, прежде всего тех, что раньше производили на Украине. "Парк такой техники в стране большой, и потребность в сменном оборудовании, которое сейчас недоступно российским фермерам, высокая", - отметили на предприятии.

    Расширяет линейку импортозамещающей техники и компания "Агроцентр". На выставке она представила новинки - сеялку для технологии ноу-тилл и устройство для внесения жидких удобрений.

    - Недавно эти модели были только импортные. Но многие российские фермеры еще до санкций начали постепенно отказываться от зарубежной техники в пользу отечественной, так что наши разработки пришлись как нельзя кстати, - отметил руководитель предприятия Александр Костин.

    Очень вовремя запустили новое производство колесных дисков для сельхозтехники и на Барнаульском заводе прессового оборудования. Сегодня предприятие стало единственным в стране поставщиком таких дисков, которые до недавнего времени завозили из европейских стран.

    - Сейчас мы производим колесные диски для тракторов "Кировец" Петербургского тракторного завода, для техники Россельмаша и Гомельского завода (Белоруссия), - рассказал директор предприятия Сергей Ферапонтов. - Мощности позволяют нам выпускать до восьмидесяти тысяч в год, но пока мы на такие объемы не вышли. Сейчас наша задача - производить хотя бы 4,5 тысячи штук в месяц.

    По словам замдиректора по продажам Петербургского тракторного завода Бориса Филина, барнаульский завод просто спас ситуацию, наладив в рекордно короткие сроки выпуск колесных дисков, чтобы экстренно заменить поставки из-за рубежа.

    - Из-за санкций спрос на наши трактора сильно вырос, и в этом году мы удвоили поставки "Кировцев" в Алтайский край, - подчеркнул Борис Филин. - Так, за полгода мы поставили более 100 машин, а по итогам года будет более 200, тогда как в прошлом отправили сюда 111 тракторов. В целом же производство тракторов увеличилось на 33 процента за полгода. Кстати, с Алтайским краем у нас давние кооперативные связи. Кроме колесных дисков регион уже несколько лет поставляет на основной конвейер в Санкт-Петербурге шины, которые выпускает Алтайский шинный завод.

    Поделиться