Развитие зеленых зон Барнаула началось в 50-е годы ХХ века и продолжалось несколько десятилетий. Как пишет в своей книге "Барнаул: образ будущего" Владислав Вакаев, кандидат философских наук, глава КГКУ "Фонд имущества Алтайского края", в 1980-е градостроители подошли к решению стратегической задачи по созданию зеленого каркаса города - был разработан проект, созданы отдельные участки. Но в 1990-е годы процесс пошел вспять. Город-сад стал превращаться в город-пень. "По подсчетам, сделанным барнаульскими архитекторами Станиславом Зенковым и Андреем Атаджановым, за эти десятилетия Барнаул утратил более половины насаждений зеленого каркаса. Ушли в прошлое зеленые зоны крупных промпредприятий", - отмечает Вакаев.
В последние годы общественники начали борьбу за сохранение остатков зеленого каркаса Барнаула.
- Люди все чаще встают на защиту вырубаемых парков и скверов, - отметил в беседе с корреспондентом "РГ" Владислав Вакаев. - Благодаря активности общественников удалось отстоять парк "Изумрудный", парк имени Ленина, сквер на углу улицы Молодежной и проспекта Социалистического. В Барнауле сформировался мощный общественный запрос на принципиально новую политику в отношении зеленых зон.
Один из самых активных защитников зеленых зон - Станислав Зенков, почетный архитектор России. В 1980-е он был одним из разработчиков проекта зеленого каркаса Барнаула. Как вспоминает Зенков, нужно было в первую очередь учесть особенности климата и рельефа местности. Краевой центр находится в хвосте реликтового ленточного бора, вдоль которого течет Обь. Это создает прекрасные возможности для попадания в город чистого, обогащенного полезными веществами воздуха. Вдобавок достаточно быстрое течение Оби обеспечивает воздушную тягу. Для оформления зеленого каркаса Барнаула нужно было предусмотреть воздушные коридоры от бора до реки.
Главным из них должна была стать полоса между улицами Пролетарской и Партизанской. Здесь проектировщики предлагали создать сплошные зеленые массивы с невысокими зданиями общественного назначения. Второй воздушный канал намечалось проложить между улицами Короленко и Никитина. Зеленый каркас должен был прирасти Обским бульваром, который бы тянулся от площади Сахарова до Оби мимо библиотеки им. Шишкова и обеспечивал бы удаление грязного воздуха из центра Барнаула. Еще одной составляющей зеленого каркаса должна была стать ось: парк "Изумрудный" - бульвар на улице Профинтерна - сквер за Художественным музеем с последующим выходом через улицу Промышленную к пойме Оби.
Для спальных новостроек были запроектированы свои зеленые коридоры. Они должны были тянуться от ленточного бора до парка 50-летия СССР (земля под него была отведена за нынешним ТРЦ "Европа"), а далее - парки "Лесная сказка" и "Юбилейный". Еще одно зеленое кольцо должно было сформироваться по линии улицы Солнечная Поляна.
В реальности все получилось иначе. Зеленый каркас лихорадочно замещается жилыми массивами и бесконечными торговыми центрами. Разномастные высотки между Партизанской и Пролетарской закупорили воздушный коридор к центру города. Другой коридор - между улицами Короленко и Никитина - перекрыла глыба жилого комплекса "Плаза".
Огромный вред зеленому каркасу наносит и строительство вдоль берега Оби жилых массивов. Они окончательно "запечатают" центр Барнаула. Одна такая "пластина" жилмассивов выросла недалеко от музея ГМИЛИКА по улице Л. Толстого. На очереди - застройка Речного вокзала и близлежащей территории.
- Придется вновь пробивать "окна в природу", каких бы денег это ни стоило. Нельзя изолировать "городские легкие" от Оби. Можно пробить воздушный коридор к реке в районе села Гоньба, входящего в городской округ Барнаула. И будь моя воля, я бы заставил снести все многоэтажки, которые понатыкали в последние годы в районе Речного вокзала, - убежден Станислав Зенков.
Показательная деталь, по мнению Вакаева, - в проекте нового генплана Барнаула, который никак не могут утвердить, не оказалось даже понятия "зеленый каркас". Не потому ли, что городская застройка, в массе своей хаотичная и лишенная единого архитектурного замысла, отдана на откуп крупным строительным компаниям? И не потому ли, что подавляющее большинство высокопоставленных городских чиновников и депутатов живут там, где чистого воздуха пока достаточно?
Остаются ли шансы на реанимацию зеленого каркаса? Владислав Вакаев оптимизма не теряет: "Можно создать несколько малых воздуховодов - по улицам Интернациональной, Никитина, Анатолия. Каждая из них должна получить пусть и неширокий, но сплошной зеленый пояс. И эти мини-коридоры должны иметь связь с ленточным бором. Нужно создавать или возрождать парки, как это происходит с "Изумрудным", и реанимировать проект Обского бульвара либо искать ему какие-то альтернативы".
Эксперты указывают на важность еще одного естественного канала поступления в город свежего воздуха - реки Барнаулки, впадающей в Обь. Но чтобы он заработал на полную мощность, следует расширить узкие места, мешающие свободному протоку воздуха, и восстановить прибрежные зеленые насаждения. Парк Центрального района можно расширить за счет правого берега Барнаулки.
Кстати
Понятие "зеленый каркас" подразумевает защитное зеленое кольцо вокруг города с вклиниваниями в его центральную часть. Эти клинья являются воздушными коридорами, которые обеспечивают приток чистого воздуха и удаление загрязненного. Зеленый каркас не только обеспечивает город чистым воздухом. Он формирует микроклимат, уменьшает городской "остров тепла", регулирует дождевой сток, защищает от ветра и пыли, поглощает углекислый газ и выделяет кислород. По мнению специалистов, в России насчитывается всего пятнадцать городов, сумевших сформировать зеленый каркас.