Комната пропитана ароматом сытного монгольского завтрака, приготовленного женой Оюнбилега. На столе чай с молоком, творог и вяленая говядина. Завтрак должен быть плотным: день у пастуха длинный, а большое стадо - около 70 овец и коз, а также 30 голов крупного рогатого скота - требует постоянного присмотра.
Трава сочная. Баян-Ундур сум находится в самом сердце бескрайних степей, раскинувшихся через Ар Хоркин Баннер, административный район уездного уровня во Внутренней Монголии. Более 15 тысяч человек из трех тысяч домовладений сума для лучшего содержания скота переедут в летние лагеря. Как и их предки, они пробудут там около трех месяцев, прежде чем вернуться в зимние поселения. Эти три месяца также обеспечивают пастухов пропитанием перед приближающимся снежным сезоном.
В 1546 году внук младшего брата Чингисхана в 15-м поколении переселил сюда свое племя. Но кочевые традиции на этой земле уходят корнями в более давнее прошлое. Археологи нашли доказательства того, что люди занимались здесь производством еще в эпоху неолита.
"Впервые я переехал сюда летом с родителями, когда мне было семь или восемь лет, - вспоминает Оюнбилег. - Это было действительно тяжелое путешествие в течение нескольких дней на повозке лэлэ (разновидность повозки с волами. - Прим. ред.). Было утомительно, но очень весело".
На протяжении всего времени и даже еще десять лет назад местные жители возлагали надежды на повозки лэлэ, на них возили крупный скот. В последнее десятилетие увеличилось использование современных транспортных средств. И переезды теперь часто сокращаются с дней до часов.
Инструменты могут меняться, но ключевые традиции сохраняются. 20 мая кочевая система пастбищ Ар Хоркин во Внутренней Монголии была внесена Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) в список систем сельскохозяйственного наследия мирового значения.
ФАО сообщает на своем веб-сайте, что, развиваясь посреди высоких гор, обширных лугов и рек, традиционные кочевые производства и образ жизни монгольской этнической группы хорошо сохранились. "Особая природная среда также породила уникальную монгольскую кочевую культуру, которая основана на отношениях взаимозависимости между овцами, козами, крупным рогатым скотом, лошадьми, верблюдами и другим домашним скотом", - сообщает ФАО.
Тем не менее для таких трудолюбивых пастухов, как Оюнбилег, жизнь - это нечто большее, чем идиллические описания. "Мы заняты весь день", - говорит Оюнбилег. "Кормить и доить коров, убирать навоз... что угодно. Но пока погода хорошая, мне не о чем беспокоиться. Наши телята этой весной быстро вырастут и будут продаваться по хорошей цене". Семья Оюнбилега может зарабатывать около 70 тысяч юаней (580 тысяч рублей) в год, продавая скот. "Приятно видеть, что наш образ жизни теперь является частью глобального наследия, - говорит он. - Надеюсь, это поможет нашей продукции стать всемирно известным брендом".
По словам Лю Моучэна, младшего научного сотрудника Института географических наук и исследований природных ресурсов Китайской академии наук, который является соавтором тендерных документов для получения статуса системы сельскохозяйственного наследия мирового значения, система кочевых пастбищ Ар Хоркин имеет здоровую экосистему и хороший ландшафт. "У объекта наследия есть множество экосистем, таких как леса, луга, водно-болотные угодья, реки и т. д., каждая из которых выполняет важные экологические функции", - отмечает он.
"Леса и кустарники на склонах холмов могут сохранять воду и в сочетании с поверхностным стоком, образованным осадками, они питают пастбища, способствуют круговороту питательных веществ и обеспечивают водой пастухов, - объясняет Лю. - Луговая растительность также может предотвратить ветровую эрозию, сохранить воду и почву и жизнеобеспечение среды обитания".
Сезонное перемещение стад между различными пастбищами играет важную роль в поддержании способности пастбищ к самообновлению и восстановлению, а кочевой образ жизни может защитить растительность и рационально использовать водные ресурсы, не допуская деградации плодородия почвы, добавляет Лю.
Чулуунбагана, глава волости Баян-Ундур сум, говорит: "Летом мы чередуем выпас. Он начинается где-то на вершине холма и дальше от наших лагерей. Там трава цветет в первую очередь. Потом мы постепенно приближаемся к лагерям. Таким образом, мы можем оставить пастбищам достаточно времени, чтобы на них выросла новая трава", - говорит он.
Однако растущее население волости и увеличение поголовья скота по-прежнему оказывает беспрецедентное давление на пастбищные ресурсы. Поскольку мудрость предков уходит своими корнями в эпоху относительно небольших обществ, сегодня она может быть не в состоянии решать проблемы. В этом может помочь современное планирование.
Например, после научной оценки с 2015 года поголовье овец и коз в кочевой системе было сокращено с 390 до 190 тысяч по указанию местного правительства Ар Хоркин Баннер, а поголовье крупного рогатого скота было увеличено с 40 до 81 тысячи голов. Ежегодно в летние лагеря разрешается перегонять не более 100 тысяч овец.
Все больше семей пастухов перешли на использование мотоциклов во время миграции и выпаса скота, и, следовательно, пастбища подвергаются новому давлению. "Мы всегда принимали меры по восстановлению окружающей среды на маршрутах сезонных перемещений, - говорит Чулуунбагана. - И все больше пастухов также направляются на удаленные пастбища, подальше от дорог и источников воды. Таким образом, они могут поддерживать баланс".
Чулуунбагана рад видеть, что верховая езда по-прежнему имеет решающее значение для выпаса скота, особенно в пересеченной местности. Лошади всегда играли ключевую роль в монгольской истории и культуре, они незаменимы в кочевой системе. "Мы любим мотоциклы, - говорит местный пастух Цецег. - Но, если траву постоянно мять колесами, она перестанет расти. Так что, по-прежнему, главные наши помощники - лошади".