08.07.2022 07:15
Поделиться

На правильном пути

Специальный административный район (САР) Сянган после возвращения его в Китай пережил 25 лет взлетов и падений. И сейчас самое время рассмотреть, как можно лучше использовать политику "Одна страна, две системы", чтобы перенести этот город в новое измерение и активно развивать его в ближайшие 25 и далее лет.
iStock

Оглядываясь на четверть века назад, понимаешь, что эта политика была успешно реализована, несмотря на короткий период потрясения в 2019 году. И эта политика принесла пользу не только Сянгану, но также во многих аспектах стране в целом.

С 1997 года политика "Одна страна, две системы" поддерживала процветание и стабильность Сянгана и играла важную экономическую роль для страны. Прежде всего она служит плацдармом страны для привлечения иностранных инвестиций на материковую часть КНР, а во-вторых, - окном в мир Китая: благодаря ей Китай мог наглядно учиться внедрению рыночно-ориентированных экономических моделей у Сянгана и других развитых капиталистических рынков.

Китай выступил с инновационными экономическими идеями, которые соответствуют реальной ситуации в стране, быстро подняв ее экономику за последние 25 лет. Сам Сянган также много выиграл от того, что стал "суперсоединителем" между материковым Китаем и остальным миром, особенно после того, как Китай стал членом Всемирной торговой организации в 2001 году. 12-й пятилетний план Китая (2011-2015 гг.), принятый в марте 2011 года, одобрил и поддержал Сянган в развитии офшорного бизнеса в юанях. И сейчас Сянган является крупнейшим в мире центром офшорного бизнеса в юанях.

С другой стороны, преференциальный режим, который Сянган получил в рамках принципа "Одна страна, две системы", позволил ему заключить взаимовыгодное торговое соглашение с материковым Китаем в 2003 году, или так называемое Соглашение о более тесном экономическом партнерстве (CEPA). Соглашение предлагает ранний доступ на рынок для местных и международных компаний независимо от размера или страны-учредителя, и возможность предоставлять большие уступки сверх обязательств Китая при вступлении в ВТО.

За прошедшие годы в Соглашение были внесены поправки с новыми мерами либерализации в ряде важных секторов услуг, что облегчило Сянганским поставщикам услуг и специалистам создание предприятий на материке. Это, безусловно, может помочь Сянгану эффективно интегрироваться в Регион "Большого залива" Гуандун - Сянган - Аомэнь.

На протяжении большей части последних 25 лет Сянгану удавалось удерживать имидж самой свободной или одной из самых свободных экономик в мире. Фактически более двух десятилетий Сянган возглавлял Индекс экономической свободы исследовательского центра "Фонда Наследия" (Heritage Foundation), пока его не обогнал Сингапур в 2020 году.

Однако в прошлом году базирующийся в Вашингтоне аналитический центр исключил Сянган из индекса, заявив, что "события последних лет недвусмысленно продемонстрировали, что эта политика в конечном итоге контролируется из Пекина". О внезапном исключении Сянгана из индекса было объявлено через восемь месяцев после вступления в силу Закона о защите национальной безопасности в САР Сянган (в июне 2020 года). Этот закон оказался эффективным средством сдерживания широкомасштабных подрывных насильственных протестов, которые чуть не перевернули Сянган с ног на голову на фоне социальных волнений 2019 года. Для любого глобального города закон и порядок являются ключом к поддержанию экономической жизнеспособности. Таким образом, заявление "Фонда Наследия" было необоснованным и политически предвзятым.

Тем не менее некоторые видные бизнес-структуры вернули Сянгану справедливость. Индекс глобальных финансовых центров, опубликованный британской консалтинговой компанией Z/Yen и Китайским институтом развития в Шэньчжэне, подтвердил третье место Сянгана в рейтинге мировых финансовых центров после Нью-Йорка и Лондона.

Международный институт развития менеджмента признал Сянган в своем Ежегоднике мировой конкурентоспособности за 2021 год седьмой конкурентоспособной экономикой в мире, а канадский Институт Фрейзера в своем отчете "Экономическая свобода мира: Годовой отчет 2020" назвал Сянган самой свободной экономикой среди 162 экономик мира.

Сянган много выиграл от того, что стал "суперсоединителем" между материковым Китаем и остальным миром, особенно после того, как Китай вступил в ВТО

По мере того как Сянган приближается к отметке "50 лет без изменений", некоторые задаются вопросом, что будет после 2047 года. (Сянган стал первым специальным административным районом Китая в рамках политики "Одна страна, две системы", гарантированной до 2047 года. - Прим. ред.).

Однако Шэнь Чуньяо, глава Комиссии по вопросам законодательства Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, говорит: "На самом деле 50 лет - это просто образное выражение. Через 50 лет не будет никаких изменений. В этом нет необходимости".

Ся Баолун, глава Канцелярии Госсовета КНР по делам Сянгана и Аомэня, заявил, что решимость центрального правительства внедрить в Сянгане принцип "Одна страна, две системы" непоколебима, и этот принцип останется неизменным, если успешно придерживаться его в будущем.

С введением в действие Закона о защите национальной безопасности в САР Сянган и успешным завершением трех этапов выборов, принцип "Санганом управляют патриоты", будет гарантирован.

Если все патриотические силы из различных слоев общества будут работать вместе и внимательно следовать указаниям центрального правительства по постоянному совершенствованию управления Сянганом в соответствии с принципом "Одна страна, две системы", тогда жители Сянгана смогут крепко держать будущее в своих руках, чтобы расти вместе с Родиной.