Дипломы участников первого промакселератора получили представители Северского Трубного завода, "Ураласбеста", "ВСМПО-АВИСМА", "ЕВРАЗа", "Пенетрона", "СМАКа" и других предприятий. Акселератор промтуризма был запущен в 2021 году и уже сейчас дал первые результаты. Были созданы новые региональные и межрегиональные маршруты, состоялись тематические форумы - и, по словам экспертов, родилась новая философия промышленного туризма.
- Совершена трансформация - состоялся переход от "позвоночного туризма" (когда визит на завод был возможен только по звонку) к организованному. Конечно, надо понимать, что промтуризм требует больших усилий от предприятий - должны быть готовы сотрудники и разработаны разные экскурсии для разных аудиторий: детей, бизнес-миссий, обычных туристов, - отметила директор инициатив по развитию туризма, экологии и климату АСИ Ольга Захарова.
Многие участники промакселератора и раньше проводили экскурсии на предприятия, но учеба позволила совершенствовать маршруты, использовать новые технологии. Так, "Ураласбест" давно проводит профориентационные экскурсии, а последние 30 лет работает в рамках противодействия антиасбестовой кампании, отражая информационные атаки западных конкурентов. Основным своим оружием считает открытость, чему способствуют и поездки на главные переделы горно-обогатительного комплекса и 20 дочерних предприятий комбината.
- В числе ключевых площадок, например, инновационный завод по производству теплоизоляционных материалов марки "Эковер". Мало кто знает, что его продукция - каменная вата - производится из габбро, который добывается на нашем Баженовском месторождении. Дочерняя компания "Стилобит" производит стабилизирующие добавки к асфальтобетону - и это тоже можно увидеть на производственной линии. И, конечно, самое главное и эффектное - спуск в один из крупнейших в стране карьеров - глубиной 350 метров. Космические виды, уникальная техника - огромные 130-тонные БелАЗы - никого не оставляют равнодушными. Для чего нам это надо? Мы хотим информировать и рассказывать правду о хризотиле, о комбинате "Ураласбест". А еще даем возможность нашим сотрудникам участвовать в этих проектах, приобретать коммуникационные навыки, ощущать сопричастность к общему делу, - рассказал Валерий Юстус, директор по социальному развитию и работе с органами государственной власти ПАО "Ураласбест".
Кроме промышленных объектов, градообразующее предприятие охотно демонстрирует и социальную сферу - корпоративный санаторий-профилакторий "Горный лён", базы отдыха, объединение общепита. В планах - показать и сам Асбест, в том числе скульптуры Эрнста Неизвестного, украшающие площадь у Центра культуры и досуга. Кстати, конкретным результатом сотрудничества с АСИ стало посещение комбината двумя группами туристов по 40 человек из Москвы и Санкт-Петербурга. Московские блогеры уже выложили в соцсетях восторженные сюжеты об "Ураласбесте". В сентябре комбинат ждет второй "столичный десант".
- Для нас это прекрасный опыт - ведь мы еще и учимся. У нас пока нет людей, которые бы специально занимались туризмом. Но будем продолжать информировать о себе, развивать профориентацию, рассказывать о социальной политике предприятия, - пообещал Валерий Юстус.
Не меньший энтузиазм по развитию туризма проявляют и другие участники промакселератора - например, Екатеринбургский хладокомбинат № 3, показывающий всю цепочку изготовления мороженого (конечно, с последующей дегустацией), завод "Пенетрон", вовлекающий экскурсантов в заделку течей в бетоне, хлебокомбинат "СМАК" и другие. А Северский трубный завод после прошлогоднего успеха своего экскурсионного тура "ЗАВОДись! Мы едем на завод", кажется, уже выходит на "второй уровень".
Так, 16 июля в Полевском после реконструкции откроется знаменитый музей "Северская домна". Новый турмаршрут, который назвали "Металлургия сквозь века - от кричного молота до цифрового завода", стартует осенью. Он соединит 15-метровый мурал "Северский поток" на стене предприятия (уже ставший объектом 6-й индустриальной биеннале), музей с уникальной домной и горячие цеха СТЗ - электросталеплавильный и трубопрокатный. Туристы получат прекрасную возможность сравнить огненные трубы, созданные воображением художников, с "оригиналом". Кстати, у рабочего ТМК, изображенного на мурале, тоже есть реальный прототип. И это символично, считают эксперты.
- На большинстве российских предприятий нам ответили, что герой - это директор. Однако настоящие герои - это не руководители, а люди, которые стоят у станка и делают что-то своими руками, - убеждена Ольга Захарова.
Второй акселератор промтуризма планируется запустить осенью. Развитие маршрутов будет продолжено, и участники уже готовятся, ищут новые поводы для визитов гостей. В планах "Ураласбеста", например, создание "экологической тропы" на промышленных отвалах.
- Здесь, совсем рядом с предприятием, живая природа. Растут деревья, водятся разные животные. Недавно снимали видеосюжет, и в кадр попала лиса - подошла на 15 метров. А в одном из выработанных карьеров сегодня разводят форель. Местный предприниматель привозит сюда на лето рыбу из Рефтинского водохранилища - в жару ей лучше здесь, чем в теплой воде, - рассказал Валерий Юстус.
В будущем вдоль экологической тропы поставят интересные образцы горной породы. Покажут если не все 200 видов минералов Баженовского месторождения, то хотя бы главные из них. Туристы даже смогут взять в руки каелку, зубило и представить себе, как шла добыча руды в XIX веке.