В Германии, Франции и Великобритании, которые также столкнулись с этим средством передвижения как с угрозой на дорогах, приняли простое решение - запретить их передвижение где бы то ни было, кроме частных территорий, где на это дает добро владелец.
В Китае - который активно наполняет рынки всего мира этим транспортом - правила дорожного движения появились совсем недавно, и редактируются они с гораздо меньшей активностью, чем где-либо в мире. По мере роста числа жертв того или иного ДТП.
А введение конкретных требований для эксплуатации средств индивидуальной мобильности - вообще новшество.
В Казахстане, согласно сообщениям СМИ, в новом стандарте указывается, что электросамокат не имеет сиденья, а его максимальная конструктивная скорость не превышает 25 км/ч. При движении задним ходом или в пешеходном режиме - скорость не должна быть более 6 км/ч.
Кроме того, электросамокаты должны иметь руль, два или три колеса, фару спереди и фонарь сзади, сигнал, тормозную систему, органы управления. Отдельно указан запрет на доработку электротранспорта для увеличения максимальной скорости: нельзя увеличивать мощность моторов или снимать ограничитель скорости.
В сопроводительной документации к такой технике теперь должен указываться максимальный вес водителя, максимальный и минимальный рост и максимальный и минимальный возраст. Само передвижение на электросамокате должно осуществляться строго в положении стоя, а перевозить пассажиров, буксировать другие транспортные средства или перевозить грузы запрещено.
Все, что не соответствует этим параметрам, по сути, должно относиться к мопедам или мотоциклам. А для управления ими требуются права.
Но принятие поправок в правила дорожного движения - следующий этап.
А что же в России? Минтранс предложил свои поправки в правила, которые были согласованны с МВД. Согласно им скорость передвижения таких транспортных средств ограничивается 25 км/ч. При этом устройствам весом более 35 кг запрещается двигаться по тротуарам.
Но принятие этих поправок пока упирается в то, что согласно административной реформе в Правила дорожного движения запрещено вносить поправки. Можно переиздать их полностью.
В МВД уже не раз говорили, что достигнуто соглашение о том, что внести эти поправки будет возможно. Предполагается, до конца года. Но когда это точно произойдет - пока никому не известно.
Кроме того, в России разработан ГОСТ под электросамокаты, но он не решает главной проблемы: как их классифицировать. А без этого нельзя установить, совершил ли водитель такого транспорта нарушение.
Власти Москвы первыми в России создали образовательную программу для водителей электросамокатов. Цель - повысить безопасность движения на тротуарах. "Кикшерингом постоянно пользуются 1,5 миллиона горожан, - рассказал заммэра Максим Ликсутов. - И в 70 процентах случаев это не праздное катание: на самокатах едут до метро, офиса, перемещаются между соседними районами". С одной стороны, это удобно и экологично, с другой - крайне опасно: только в прошлом году, по словам председателя Мосгордумы Алексея Шапошникова, официально зарегистрировано 117 ДТП с самокатами, 123 человека пострадали, 1 погиб. И в каждом третьем случае причина столкновений в том, что водители средств индивидуальной мобильности не пропускают пешеходов. Поэтому власти города на собственные средства организовали образовательную программу, чтобы самокатчики хотя бы на базовом уровне поняли принципы безопасности движения.
Первое занятие по программе "Включи режим безопасности" провели в минувшую субботу. Это - не автошкола и экзаменов тут нет. Формат занятий - тренинг-семинар: лектор объяснял материал, а попутно можно было его "отработать" на самокатной площадке. У каждого "водителя" должен быть чек-лист, как у пилота, что нужно проверить на старте поездки: работу фонарей, тормозов, управляемость. Лучше всего использовать шлемы, налокотники и наколенники. Нельзя перевозить на самокате тяжелые грузы и кататься вдвоем: перегруз сильно влияет на маневренность. Хотя самокат - не автомобиль и не мотоцикл, пить алкоголь перед поездкой все равно нельзя, ведь от самокатчика требуется повышенное внимание и реакция. Передвигаться нужно по велодорожкам, а если попадаете на пешеходную зону - снижайте скорость до 15 км/ч. Звуковой сигнал рекомендуют использовать только в самых экстренных случаях: иначе под колеса могут случайно шагнуть пешеходы или собаки. В сильный дождь нужно сразу же прекратить поездку, ведь попадание в глубокую лужу может привести к серьезной поломке.
Все это в теории ясно и понятно. Но совсем другое дело - закрепить навыки на практике: во время занятий на площадке моделируются различные ситуации, в которых даже опытные самокатчики, как оказалось, теряются. Например, прямо перед самокатом вдруг появляется компания пешеходов, и объехать людей затруднительно. Кто-то из водителей неуместно "дудит", кто-то останавливается, но оба подхода неверны. Правильно будет спешиться и попросить пешеходов сместиться чуть правее. Не все умеют даже безопасно начать поездку - не следует резко увеличивать скорость, нужно слегка оттолкнуться и постепенно разгоняться, но не быстрее 25 км/ч. В так называемых "медленных зонах" автоматика сама снизит скорость до 15 км/ч. Проверить свои самокатные навыки можно на открытых занятиях, которые анонсируются в соцсетях департамента транспорта Москвы. А пройти квиз на знание правил, наподобие экзамена автомобилиста, можно на t/mos.ru/kiksharing. В будущем оператор Urent намерен проводить уроки самокатной безопасности в школах, есть даже предложение включить их в программу ОБЖ.
Подготовил Сергей Буланов