В 14:30 с Северного речного вокзала теплоход "Санкт-Петербург" под "Прощание славянки" отправляется в круиз по маршруту Москва - Череповец - Горицы - Москва. Забегая вперед, скажу, что за неделю мы прошли 1428 километров, преодолели 18 шлюзов, посетили четыре области и 7 населенных пунктов.
Посадка на теплоход началась за два часа до отплытия. На стойке администратора каждому гостю выдали ключ от каюты, программу мероприятий первого дня и внушительный список экскурсий, из которых нужно было выбрать подходящие. Моя каюта расположилась в носовой части главной палубы. Зайдя внутрь, поняла, что прожить неделю в таких условиях не составит труда - она напоминала номер хорошего сетевого отеля. Единственное отличие - это спасательные жилеты и встроенный радиоприемник. Последний не раз помогал сориентироваться - каждый день с момента подъема до 23:00 по судовому радио транслировались важные объявления и рассказы об исторических пунктах на маршруте.
В нашем случае теплоход оказался не столько гостиницей на воде, сколько туром с системой "все включено": помимо питания, он предполагает развлекательные мероприятия и экскурсии. От участников поездки требуется лишь успевать выбирать, что попробовать, посетить и посмотреть.
Питание на теплоходе организовано по заказной системе, то есть каждый день официант приносит меню с вариантами блюд на завтрак, обед и ужин, а отдыхающие проставляют галочки напротив понравившихся. В первое время у меня разбегались глаза: припущенное филе гольца с соусом из белого вина, кундюмы с лесными грибами, пельмени с волжской щукой, сабайон с ананасом. Выбор блюд превратился в увлекательное гастрономическое путешествие.
Все блюда готовятся на камбузе вплоть до выпечки хлеба, а для полного погружения в атмосферу путешествия меню адаптируют под кулинарные традиции мест, где теплоход делает остановки. "Душа региона кроется в его кухне", - улыбается шеф-повар теплохода Альбина.
Кстати, возле каждого блюда прописана калорийность, а для некоторых есть вариант выбора порции поменьше. Мне показалось, что большинство пассажиров, и я в том числе, решили на неделю забыть о калориях и просто наслаждаться отдыхом.
Парадокс речных круизов состоит в том, что ты отдыхаешь и находишься в непрерывном движении - теплоход идет, а с ним меняется и картинка. В отличие от моря, берег реки отчетливо бросается в глаза, один вид сменяет другой - шлюзы канала имени Москвы, стоящая посреди воды колокольня Калязина, купола голубые купола церкви Дмитрия на крови в Угличе.
Экскурсии и насыщенная развлекательная программа не оставляют времени для скуки. Проснулась, сходила на зарядку, позавтракала, посетила урок живописи, научилась нескольким "па" на уроках танцев, послушала фортепианный концерт или скрипку, следом обед, и вот мы уже пришвартовались к одному из городов, где нас поджидает экскурсия. И это лишь первая половина дня. Стоянки стремительно сменяют друг друга: вчера Углич, сегодня Рыбинск и Тутаев, а впереди еще Череповец, Сизьма, Вологда, Коприно, Мышкин... Под вечер воспоминания пляшут в голове словно узоры в калейдоскопе.
В один из вечеров, наблюдая закат на Волге, разговорилась с туристкой Ириной из Рязани. Она призналась, что набрала с собой книг - как и я, впервые в круизе, думала, будет скучно. "Так ни одну и не открыла, - посмеялась она. - За день столько впечатлений, пока даже в голове не укладываются".
Впрочем, успевать на все мероприятия и постоянно куда-то спешить совершенно необязательно. Бегая с палубы на палубу и посещая все активности, я провела три дня в бешеном ритме, а потом решила остановиться и наслаждаться моментом. После шумного, вечно спешащего мегаполиса посидеть за столиком на палубе с чашкой кофе и книжкой или просто наблюдать за Волгой - такое сегодня сложно переоценить.
Палуба - главное место для знакомства с другими пассажирами, особенно для соло-путешественников вроде меня. "Первый раз увидели теплоход, когда были с автобусной экскурсией в Мышкине. Очень захотелось попробовать, но было страшно - вдруг не понравится, укачивать будет. Решили взять самый бюджетный вариант, чтобы не обидно было сойти на первой же стоянке, - делятся откровениями муж с женой, для которых это уже пятая вылазка в речной круиз. - В итоге втянулись, это же как наркотик: новые места, комфорт, тебя везде довозят и не надо ни о чем беспокоиться - хорошо же. Да что мы, вот с нами женщина за обедом сидела, так она как с 2020-го года начала, так и ходит в круизы - уже, кажется, седьмой раз".
Около 98% участников нашего круиза уже бывали на теплоходе и не раз. По статистике, речной туризм является одним из лидеров сферы по возвращаемости туристов - каждый третий путешественник снова ступает на борт теплохода. Приезжают со всей страны - Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Перми, Нижнего Новгорода. В нашем круизе была даже семья с тремя детьми из Петропавловска-Камчатского. Большинство поклонников такого отдыха - люди в возрасте от 50 лет и семьи с детьми. Первых привлекает безопасность путешествия, возможность посетить за одну поездку множество мест, высокий уровень сервиса. Вторых - качественный семейный отдых и наличие программ для детей.
"Меня в принципе устраивает любой отдых, лишь бы всей семьей. Но тут дети пристроены, жене не надо готовить - она может просто наслаждаться отдыхом. Она у меня вообще с детства любит круизы", - делится Игорь из Казани. "Бабушка их очень любила, часто рассказывала, показывала фотографии, иногда с собой брала - такая советская романтика", - вспоминает его супруга.
И все же процент путешественников в этой сфере пока составляет лишь около 5%. Многие до сих пор ошибочно полагают, что круизы - это либо плохой сервис, либо не всем по карману. Дело в том, что после распада СССР имидж водных туров существенно пострадал - многие теплоходы стали напоминать старые пансионаты с плохим сервисом и потрепанным интерьером. В конце 90-х круизами по России заинтересовались иностранные туристы, и суда стали реконструировать под них. Российские туристы, конечно, продолжали интересоваться водным отдыхом, но вплоть до пандемии именно иностранцы составляли 40-70% пассажиров. Ковид многое изменил и здесь - приток иностранных туристов прекратился, зато россияне начали открывать для себя новые направления для отдыха. Многие с удивлением обнаружили, что доступно и качественно отдохнуть можно и внутри страны, чему немало способствовал запуск нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства". Особенно ощутимо подстегнула круизное направление вошедшая в нацпроект программа туристического кешбэка - спрос на речной отдых вырос на 30% по сравнению с допандемийным уровнем, средний турист омолодился, в сферу пришла "свежая кровь". По оценке Ростуризма, в этой навигации на теплоходах отдохнут 700 тысяч человек.
Безопасно ли в круизе?
Почти все теплоходы, курсирующие сегодня по нашим рекам, были произведены еще в советские годы в странах соцлагеря - ГДР, Чехословакии, Венгрии. Хотя средний возраст флота составляет 47 лет, его постоянно модернизируют. Например, "Санкт-Петербург" был построен в Восточной Германии еще в 1974 году. Но после проведенной в 2019 году реновации назвать его "дедушкой" можно разве что по паспорту.
Что касается безопасности, то река - не море и не океан, поэтому девятый вал речному теплоходу точно не грозит. К тому же ни одно судно, предназначенное для путешествий по рекам, не выйдет в плавание в потенциально опасную погоду - диспетчер просто не даст разрешение. Конечно, в водохранилищах или озерах может покачивать, но, если волна выше проходимости, теплоход будет ждать улучшения погодных условий. В этом отношении речные круизы - один из самых безопасных и предсказуемых видов путешествия.
"Волнительные моменты, безусловно, случаются - прохождение непростых участков пути, гидротехнических сооружений (шлюзов), - рассказывает капитан нашего теплохода Максим Акишев. - Но, если ты не волнуешься, значит ты недостаточно умен. Всегда нужно грамотно оценивать опасность и предотвращать ее".
На маршруте мы посещали разные места: об истории одних я и не догадывалась, хотя проезжала не раз, о существовании других подозревала. Почему Волгу называют рекой пяти морей, бывают ли над ней белые ночи, чем отличается говор жителей Сизьмы и как вышло, что деревня Коприно исчезла с карт?
"Именно так, путешествуя по воде, я впервые по-настоящему увидела нашу страну. У нас такие места красивые. Раньше все по заграницам моталась - была уверена, что море там чище, да сервис лучше", - смеется Ирина. "Дети до сих пор удивляются, как плотно я "подсела" на речные круизы. А я просто советую им попробовать. Вот и подругу свою втянула в это дело", - подключается ее подруга Наталья.
"Я таким же был, а в пандемию начал по стране ездить. Теперь жалею, что лет десять назад не начал - столько времени упущено. Это моя третья навигация, будет и четвертая, и, даст Бог, пятая - вступил в наш разговор стоявший неподалеку мужчина. - А вы, девушка, уже сколько раз бывали в круизе?"
"Да вот, впервые", - скромно ответила я.
"Надо же, - удивился собеседник. - Еще вернетесь. Река позовет, и обязательно вернетесь".
1.Бронируйте круиз заранее. Каюты, особенно одноместные, быстро раскупают. К тому же при раннем бронировании предоставляются неплохие скидки, что приятно.
2.Выбирая каюту, учтите, что каюты на верхних палубах дороже и обзор с них лучше, но мимо по палубе постоянно будут прогуливаться другие пассажиры. С окон главной палубы не такой шикарный обзор, зато можно открыть окно, не боясь, что кто-то вас потревожит.
3.Заранее изучите экскурсионную программу круиза, это избавит вас от суеты. Список внушительный, а времени для выбора не так много.
4.Подготовьте одежду под разные погодные условия. Сегодня в Москве +22 и ветер с дождем, а через день в Рыбинске уже +33. Чтобы отдых не превратился в испытание, позаботьтесь о правильном гардеробе и не забудьте солнцезащитный крем, тем более тащить вещи на себе все равно не придется.
5.Прихватите вечерний наряд - это не требование, скорее рекомендация. На теплоходе проводятся праздничные мероприятия, например, капитанский ужин. Приятнее сфотографироваться с капитаном в платье, а не в джинсах.
6.Возьмите деньги. "Зачем? Ведь все включено", - наверное, подумали вы. На самом деле, они вам могут и не понадобиться, но вдруг захотите взять дополнительную экскурсию, сеанс массажа или купить сувенир в городе на маршруте. Сама возможность сделать это уже греет душу.
1. Опаздывать. На борт нужно заходить не позднее, чем за 15 минут до отправления.
2. Шуметь после 23:00 в жилой зоне.
3. Выходить на стоянке, не сдав ключ от каюты. Вместо ключа вам на время выдадут аудиоустройство для экскурсий и пропуск на теплоход.
4. Курить в неположенном месте. На теплоходе есть строго отведенное для курения место, часто это кормовая часть средней палубы. В противном случае, придется заплатить штраф.
5. Использовать электронагревательные приборы, кроме тех, что есть в каюте.
"Я попробовала круиз один раз и не смогла от этого отказаться, - признается отель-менеджер "Санкт-Петербурга" Любовь Докучаева. - Иногда думаешь, где же реальная жизнь - на берегу или на теплоходе, и понимаешь, что все же здесь. Говорят, каждый день нужно проживать как последний, а в круизе каждый день предельно насыщен событиями. Сегодня - белые ночи в Карелии, а завтра - бескрайний Дон. На берегу такое не получишь".
"Именно так, путешествуя по воде, я впервые по-настоящему увидела нашу страну. У нас такие места красивые. Раньше все по заграницам моталась", - смеется пассажир теплохода Ирина.
"Дети до сих пор удивляются, как плотно я "подсела" на речные круизы. А я просто советую им попробовать", - говорит ее подруга Наталья.