Защитной основой первых бронежилетов были стальные или титановые вставки. Сейчас металлические вставки тоже используются, но наиболее массовыми и удобными в носке считаются жилеты на основе синтетических тканей.
Базовым элементом при их производстве являются тонковолокнистые материалы на основе арамидных и сверхвысокомолекулярных полиэтиленовых волокон.
Толщина такого волокна почти в десять раз меньше толщины человеческого волоса. Но чтобы разорвать арамидную нить площадью всего один квадратный миллиметр, надо приложить усилие в 600 кг. Именно такие волокна составляют основу современных бронежилетов и защитных шлемов.
Лучшую в мире индивидуальную бронезащиту на основе синтетических материалов, как уверены эксперты, изготавливают под Москвой в небольшом городке Хотьково на предприятии АРМОКОМ - ассоциативном члене Российской академии ракетных и артиллерийских наук.
Более десяти лет назад специалисты этого предприятия создали защитный комплект для экипажей танков и другой бронетехники под названием "Ковбой". Этот комплект мало рекламировался. Но именно он спас жизни многим танкистам, действующим сегодня в рамках спецоперации. "Ковбой" обеспечивает защиту от поражения осколками массой до 2 грамм, пуль калибром до 9-мм, режущего оружия.
Но главное - он огнестойкий, выдерживает температуру до 1100 С в течение 15 секунд. Этого времени достаточно для того, чтобы экипаж смог покинуть подбитую и загоревшуюся машину.
В настоящее время уже создан еще более совершенный защитный комплект для танкистов - он легче, более устойчив к огню и осколкам.
С учетом повреждений бронетехники на поле боя выяснилось, что их экипажи и боекомплект требуется защищать не только от огня, но и осколков, которые образуются при пробитии брони.
В 1976 году в США посчитали, что создали абсолютное оружие - нейтронную бомбу. Ее излучение спокойно проникает даже через толстую броню и убивает все живое. Но оказалось, существуют полимеры, останавливающие нейтронный поток.
В СССР с конца 1970-х годов все танки изнутри стали обшиваться так называемым подбоем, нейтрализующим нейтронное воздействие на экипаж. Он-то и держит осколки.
Но такой подбой недешевый и есть только в танках. А как быть экипажам и десанту боевых машин пехоты и бронетранспортеров? Еще в афганскую войну мотострелки стали набрасывать на броню своих БМП и кабины грузовиков стандартные бронежилеты. Сейчас защиту боевых машин значительно повышают, обшивая внутреннее пространство арамидной тканью. Даже танки в дополнение к своему подбою получают дополнительную арамидную защиту.
Особо стоит сказать об отечественных шлемах для мотострелков. Сегодня они самые легкие в мире - весят около килограмма. И самые прочные. Стандартный армейский шлем не пробивается пулей из пистолета Макарова, выпущенной буквально в упор. Хорошо держит осколки массой 1 г, летящие со скоростью до 680 м/с.
Шлем представляет собой своеобразный слоеный "пирог" с начинкой из мягких тканей, которые и оказывают основное останавливающее действие.
Общая толщина шлема - около 8 мм, а применение более современных материалов и новой технологии позволило, как говорят разработчики, уменьшить толщину до 4 мм с сохранением всех защитных функций.
Наши специалисты анализируют всю информацию, касающуюся тематики их разработок. Особенно ту, что приходит с боевых полей спецоперации.