11.07.2022 16:21
    Поделиться

    Фестиваль "Толстой" принял в Ясной Поляне пять тысяч зрителей

    В Ясной Поляне завершился фестиваль "Толстой". Прошедший уже в шестой раз, в этом году он неожиданно для всех - кажется, и для самих устроителей тоже - вырос в один из самых любопытных и заметных театральных проектов страны, афише которого можно лишь позавидовать. За три дня - с 8 по 10 июля - гостями музея-заповедника стали более пяти тысяч человек.
    Нынешний фестиваль "Толстой" -
это сплошной эксперимент.
Казалось, сама природа подыгрывала актерам и зрителям.
    Нынешний фестиваль "Толстой" - это сплошной эксперимент. Казалось, сама природа подыгрывала актерам и зрителям. / предоставлено пресс-службой фестиваля "Толстой"

    Нынешний фестиваль "Толстой" - сплошной эксперимент, который совершенно точно не удался бы без толики здорового безумия. Ну а как еще можно назвать идею строительства в чистом поле сцены, один в один повторяющей сцену Театра им. Вахтангова на Арбате? Именитая труппа тоже проявила завидный дух авантюризма, привезя в Ясную Поляну главную премьеру сезона - "Войну и мир". Спектакль технически сложный - одна декорация весит около трех тонн, густонаселенный, пятичасовой, да еще и впервые под открытым небом! Переживали вплоть до финальных зрительских оваций, когда наконец-то стало понятно - все удалось. Артисты с восторгом отмечали, что играли словно в родных стенах, но что еще важнее - не остался безучастным и гений места, ведь именно в Ясной Поляне и был написан великий роман. Будто по своему собственному, какому-то небесному сценарию в нужные моменты вступала природа. Сцена боя подсвечивалась всполохами зарницы и озвучивалась раскатами грома (обещанная по прогнозу гроза все ходила вокруг да около), над Наташей Ростовой и Андреем Болконским порхали освещенные софитами и от того ослепительно золотые мотыльки, во время беседы Андрея с Пьером Безуховым - о добре и зле, эгоизме и самопожертвовании, о Боге и счастье - на небе проступили многочисленные и такие близкие звезды…

    Важна ведь не сама природа, а то, что сцену для спектакля построили в поле, и природа этому не возмущалась

    Экспериментом стала и музыкальная программа. В этом году она появилась на фестивале впервые и сразу в двух непохожих форматах. Сначала на уютной зеленой опушке композитор Виктор Осадчев и его музыканты представили "Воспоминания о том, чего не было". Светлая и трогательная музыка словно заворожила гостей, а ливень только добавил драйва и танцев (кстати, в это же время на главной сцене начался второй показ "Войны и мира" - ни один из почти тысячи зрителей не ушел). Но акцентом камерного концерта стал, конечно, вальс, написанный некогда Львом Толстым и переосмысленный современными музыкантами. Еще один сюрприз - мощное выступление Хиблы Герзмавы. Оперная дива подготовила для фестиваля специальную программу.

    Юрий Поляк (Болконский) и Денис Самойлов (Безухов) на сцене в Ясной Поляне чувствовали себя как дома. Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля "Толстой"

    А еще в этом году "Толстой" не просто площадка для спектаклей, но и их соавтор - фестиваль провел резиденцию "Сила слова", в рамках которой были созданы постановки специально для Ясной Поляны. Все они в будущем войдут в репертуар театров. Но что и говорить - в пространстве усадьбы они выглядят намного органичнее. Например, во время показа "Лес. Дневники" Бориса Павловича в пеньке, на которых рассаживались зрители, обнаружились крохотные мышата. Пенек отнесли поглужбе в лес, осторожно прикрыли корой и ветками. Такого перформанса в столичном театре ждать не стоит.

    Особое раздолье "Толстой" приготовил для детей и неспроста - главная тема этого года "Детство", 170 лет назад была опубликована одноименная повесть. В программе для самых маленьких - сразу семь спектаклей. Одним из самых красивых стал променад "В поисках синей птицы" - режиссер Иван Пачин и драматург Мила Денева создали его совместно с Тульским ТЮЗом. Ребята не только познакомились с Чеховым, Станиславским, Вахтанговым, Мейерхольдом и узнали много нового о театре, но и с их помощью создали свою собственную постановку.

    Сейчас команда фестиваля уже готовится к следующему. Тема "Толстого"-2023 еще неизвестна, но, как намекнули организаторы, в следующем году юбилей празднует роман "Анна Каренина". И если так - все снова должно получиться очень красиво.

    Из первых уст

    Евгений Князев - о "Войне и мире" в гостях у Толстого

    Народный артист России, актер Театра им. Вахтангова рассказал "РГ" о том, каково играть "Войну и мир" в месте, где был написан великий роман.

    "Война и мир" - впервые под открытым небом. Реакцию публики мы видели, даже под ливнем никто не шелохнулся. А как ваши впечатления?

    Евгений Князев: Вообще это какая-то мистика, что мы играем "Войну и мир" в Ясной Поляне. Ходим по местам, где ходил Лев Николаевич, обдумывал этот роман, в его сознании складывались образы персонажей, которыми мы, собственно, сюда и приехали. Для нас существовать на открытой сцене, конечно, необычно. Нужно было время, чтобы приспособиться играть на природе - мы ее слышали, еще было светло, мы видели зрительный зал… Поэтому начинать было немного трудно, а потом все пошло как нужно.

    Вам со сцены было видно, как природа вам подыгрывала?

    Евгений Князев: Конечно! С какого-то момента она нам действительно помогала. Например, в сцене, когда идет бой, вот эти вот яркие всполохи на небе давали невероятное ощущение. На сцену временами задувал ветер, такое дыхание жизни. К этому мы тоже не привыкли. А вы заметили, как в конце спектакля, когда уже похолодало, Пьер, который находится в плену, говорит и у него изо рта идет пар? И это тоже акцент - это не просто человек, а человек, находящийся в неких исключительных условиях. Но знаете, важна ведь не сама природа, а то, что это огромный спектакль, это сложная сцена, которую построили в поле, и природа этому всему не возмущалась. Я думаю, что если бы Лев Толстой не принял наш спектакль, ничего бы просто не получилось.

    Ваш герой - Николай Андреевич Болконский. Сразу нашли с ним точки соприкосновения?

    Евгений Князев: Знаете, я же сам родом из этих мест. Станция "Козлова засека", когда я родился и учился, называлась "Ясная Поляна". Недалеко от нее и была моя школа. Мы с детства гордились тем, что рядом усадьба Толстого, нам много об этом рассказывали учителя. И я, попав сюда, очень полюбил это место, часто приходил и, конечно, прочитал все, что было написано писателем, в том числе "Войну и мир". И должен сказать, что самый неприятный персонаж из этого романа для меня был именно Николай Болконский. Мне казалось, он жесткий и жестокий, самодур, очень обижал свою дочь, очень недобро относится к своему сыну. Этот персонаж надолго остался в моем сознании, как один из нелюбимейших, чуть ли не до репетиций спектакля. Но перечитав эти главы, я увидел, что он ведь просто по характеру такой, но при этом он - любящий человек. Да, отправляя сына на фронт, он с ним не сентиментальничает, но это ведь не значит, что он его не любит. Любит.

    Но это и все, что в нем нашлось положительного?

    Евгений Князев: Ну, во-первых, и это немало. Но ведь прощаясь с Андреем, он говорит очень важные слова. Сын спрашивает - "за что ты меня благодаришь?" Отвечает - "За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего". Николай Болконский мог служить и служил своему Отечеству. Для него Россия - не пустые слова, для него Россия - смысл жизни, и защита, победа своей Родины были важнее всего. Теперь я осознаю его, может быть, как единственного персонажа "Войны и мира", который с любовью говорит о своей стране.

    Гастролями в Ясной Поляне Театр им. Вахтангова закрывает сезон. Как вам кажется, он получился созвучным красивой дате - 100-летию театра?

    Евгений Князев: Мне кажется, да. Наша главная премьера - "Война и мир" - получилась очень ярким и определенным высказыванием о мире в человеке и войне в человеке. Ведь в нас намешано столько всего, что разобраться, где хорошо, а где плохо, иногда невозможно. Это и заставляет звучать и великий роман, и наш спектакль, который поставил Римас Туминас, за что мы ему очень благодарны. Как талантливый художник он почувствовал время, потому что роман, написанный в 60-е годы XIX века о событиях 1812 года созвучен XXI веку и 2022 году. Удивительно, как это осознал Толстой и как это осознал Римас Туминас.

    Прямая речь

    Владимир Толстой, советник президента РФ по вопросам культуры:

    - Наш фестиваль приобретает невероятные масштабы, в этом году зрители увидели спектакль Вахтанговского театра во всей его полноте. Много интересных проектов было разбросано и по всей территории усадьбы. Это и будет нашим подходом на будущее - в программе лучшие афишные спектакли на большой сцене и абсолютно новые постановки, созданные специально для фестиваля. Вообще, у нас есть мечта, чтобы в Ясной Поляне появился стационарный театр. Сейчас мы вовсю готовимся к 200-летию Льва Николаевича, и будем строить сцену, которую не нужно будет разбирать. По крайней мере, такие замыслы есть.

    Поделиться