10.07.2022 23:41
    Поделиться

    Андрей Максимов: У нас есть балетмейстеры, способные говорить с залом на современном языке балета

    Покуда в других московских театрах происходят не до конца ясные изменения, наш главный театр - Большой - продолжает работать. Причем активно и неожиданно.

    И вот тут у меня вопрос возникает: "Как академическому, самому-самому и проч. и проч. театру остаться живым?" Вопрос давний, не сегодня возникший. Ответ, как мне кажется, прост: для того, чтобы академическому самому-самому театру остаться живым, ему следует помнить: главная академическая традиция - постоянный поиск нового, небоязнь непривычного.

    Слава Богу, гендиректор Большого театра Владимир Урин это хорошо понимает. Да, традиционные постановки классики - это непременно для Большого. Хотя, нельзя не заметить, что и здесь театр хочет выглядеть "не пыльным" и приглашает на постановки мощных режиссеров. Но необходим и, что называется, чистый эксперимент. К счастью, руководитель балета Большого театра Махар Вазиев такую позицию поддерживает.

    Человек не в состоянии выразить огромность музыки, и тогда к нему приходит еще один человек, и еще, и еще…

    И вот вам - эксперимент. Три одноактных балета. Два - на музыку современных композиторов. Один - на музыку классика Александра Глазунова. Три балетмейстера, умеющих мыслить непривычно. Три ни на что не похожих балетных истории. В академическом театре. Все правильно. Нормально. Как надо.

    Первое открытие: какие поразительные композиторы Анатолий Королев и Юрий Красавин! Какая изумительная, современная и в то же время вечная музыка пишется сейчас, в наше время, рядом с нами.

    Три балета - три постановочные группы. И один дирижер Антон Гришанин, который очень мощно и точно ведет свой оркестр, давая возможность зрителю наслаждаться чудесной музыкой. Хореографы, художники-постановщики и даже художники по свету - все разные. И балеты получились разные.

    Было бы большой пошлостью раздавать постановкам медали: золото, серебро, бронза. Мы смотрим балет не для соревнования, а для наслаждения. Все хореографы - молодцы, все - профессионалы. Смотреть постановки не скучно. А дальше начинается дело вкуса: кому-то ближе то, кому-то это...

    Балет на музыку Глазунова - единственный, имеющий либретто - его автор Дарья Хохлова, - то есть сюжет. "Безмолвие. Поток Вечности приобретает очертания. В сиянии Сферы из его глубины вырастают четыре фигуры. Это Зима, Весна, Лето и Осень". Такой вот сюжет... Красиво написано. Однако нужен ли сюжет для восприятия балета? Тем более сфера (художник Анна Кострикова) выглядит не таинственным нечто, а подвешенным апельсином. Ну, да Бог с ним... У меня не было ощущения, что артисты исполняют роли времен года - они просто работали, как казалось, наслаждаясь происходящим. И это наслаждение передавалось зрителю.

    Знаете, что я вам скажу? На мой взгляд, балет - это худшая форма для передачи сюжета. Ну, скажите честно, кто-нибудь из вас жалел умирающего лебедя или все-таки восторгался искусством Майи Плисецкой или Ульяны Лопаткиной? Балет - это не про сюжет. Это про что-то другое.

    Оформление и Насти Травкиной, и Алексея Кондратьева - замечательное. Его невозможно описать - получится нелепо. Но оно создает тот самый мир, в котором музыка и человек чувствуют себя комфортно.

    Это, наверное, главное в балете: музыка и человек, их отношения друг с другом. Человек не в состоянии выразить огромность музыки, и тогда к нему приходит еще один человек, и еще, и еще... Все балеты - густонаселенные. Все артисты - великолепны. Балетная труппа Большого находится в поразительной форме.

    А скажите мне, дорогой читатель, чем отличается балет от гимнастики под музыку? Мне кажется, именно этими взаимоотношениями человека и музыки. В балетах Антона Пимонова и Вячеслава Самодурова актеры не танцуют под музыку, а взаимоотносятся с ней. Это как... Не знаю... Человек и море. Иногда человек подчиняется морской волне, иногда борется с ней, а подчас и заставляет волну подчиниться себе. Так это работает.

    Мы услышали поразительную современную музыку и пожалели, что, увы, она столь редко звучит

    "Танцемания" Вячеслава Самодурова мне показалась едва ли не эталоном современного балета. Потому что это - невероятно живая история. Помимо отточенных, иногда очень неожиданных движений, помимо абсолютно своеобразной и, я бы позволил себе такое определение, умной хореографии, помимо редкого гостя на балетной сцене - иронии и даже самоиронии, в этой постановке есть невероятная, ужасно интересная и очень живая жизнь. Существа, которые живут на сцене, - это не люди, а именно существа, наполненные, кажется, не кровью, а музыкой. Следить за ними невероятно интересно. Не могу не сказать добрые слова в адрес художника по костюмам Анастасии Нефедовой, которая одела персонажей, кажется, в единственно возможные костюмы.

    Сказанное вовсе не означает, что балеты "Сделано в Большом" Антона Пимонова и "Времена года" Артемия Белякова хуже. Во-первых, мы договорились, что балет - не соревнование, а, во-вторых, вкус, как известно, история глубоко индивидуальная. И у Пимонова, и у Белякова есть очень интересные находки, а главное, есть вот эта самая жизнь человека и музыки, ради которой, как мне кажется, и стоит смотреть балет.

    Три одноактных балета в Большом - не просто очередная победа знаменитого театра. Но шаг принципиальный. Мы услышали поразительную современную музыку и пожалели, что, увы, она столь редко звучит. Мы увидели первоклассных, мирового уровня танцовщиков. Мы убедились, что у нас есть балетмейстеры, способные говорить с залом на современном языке балета.

    Спасибо, Большой!

    Поделиться