Надежд на рост импорта газа из России почти нет, и винить в этом европейцы могут только сами себя. Антироссийские санкции бумерангом ударили по самой Европе. В совокупности до остановки "Северного потока" на техобслуживание Евросоюз получал российского газа лишь четверть от потенциально возможных объемов - 150 млн кубометров из 550 млн кубометров в сутки.
Заморозка "Северного потока-2" и снижение прокачки по "Северному потоку" в результате проблем с оборудованием Siemens ограничило поступления российского газа на Запад приблизительно на 260 млн кубометров в сутки (около 94 млрд кубометров в год). Сложности с транзитом через Украину добавляют к этому недополученному объему 60 млн кубометров, а остановка поставок по газопроводу "Ямал - Европа" - еще около 80 млн кубометров в сутки. Теперь с 11 по 21 июля прокачка российского газа снизится до 80-90 млн кубометров в сутки. Для сравнения, в прошлом году в среднем трубопроводные поставки газа в Европу из России составляли около 410 млн кубометров в сутки.
Другие экспортеры как трубопроводного, так и сжиженного природного газа (СПГ) все вместе не смогли заместить даже частичное снижение наших поставок в Европу. Самые большие надежды в Евросоюзе возлагали на США, ожидая, что смогут компенсировать около 10% импорта газа из России за счет американского сжиженного природного газа (СПГ). Но сначала в июне произошла авария на крупнейшем экспортном терминале СПГ в США Freeport LNG, а 9 июля случился взрыв и пожар на американском газовом заводе Medford ONEOK в Оклахоме. После инцидента на терминале СПГ экспорт американского сжиженного газа уже снизился почти на 20% - с 351 млн кубометров до 284 млн кубометров в сутки. Основные объемы его в этом году шли в Европу. Восстановление отгрузок ожидается не раньше октября этого года, а пока биржевые цены на газ в Евросоюзе находятся на уровне 1800 долларов за тысячу кубометров.
Компенсировать газовые потери Европе возможно только ростом потребления угля. А учитывая выпадающие объемы газовой генерации, которые придется заменять, европейским странам в сфере энергетики придется вернуться лет на двадцать назад.
Согласно данным BP Statistical Review of World Energy, в 2021 году на долю угля приходилось около 12,15% первичного энергопотребления Европы, на долю газа - около 25%. Еврокомиссия уже одобрила увеличение использования угля на 5% в течение пяти лет, отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов.
Таким образом, если эти параметры будут соблюдены, то доля угля в общем энергобалансе вырастет где-то на 0,6%, до 12,75% (при условии сохранения общего потребления на прежнем уровне). Соответственно, на такую же величину уголь сможет заместить поставки газа из России, считает Андрианов.
В 2021 году на поставки из России приходилось 48% европейского импорта угля (в пересчете на теплотворную способность, по данным ВР). В 2021 году Европа импортировала из России около 50 млн тонн угля. Пятый пакет антироссийских санкций запрещает начиная с августа покупать странам ЕС российский уголь. Сейчас Европа активно наращивает поставки угля из других стран, а также расконсервирует собственные угольные шахты. По прогнозу Международного энергетического агентства, в этом году потребление энергетического угля в Европе для нужд генерации может вырасти на 10% - приблизительно на 40 млн тонн. В результате в годовом выражении ЕС нужно будет найти дополнительно приблизительно 90 млн тонн угля.
Как отмечает Андрианов, европейское "зеленое лобби" почему-то упорно молчит по этому поводу, хотя уголь считается самым "грязным" ресурсом для энергетики. При этом повторяется история с нефтью: отказ Европы от российского угля и перипетии на газовом рынке уже взвинтили мировые цены. Если в начале января стоимость фьючерсного контракта на уголь находилась на уровне 155 долларов за тонну, то к концу мая она на пике роста достигала 425 долларов за тонну. При этом Европе уголь из США или Австралии может обходиться еще дороже, чем другим покупателям, из-за длинного транспортного плеча. В итоге угольная генерация вряд ли может оказаться существенно дешевле газовой. Впрочем, европейцам уже не до тонких ценовых нюансов, их задача-максимум - не замерзнуть предстоящей зимой и избежать катастрофического обвала европейской промышленности и экономики в целом, уточняет эксперт.
Это будет способствовать перенаправлению экспорта российского угля на восток. Поставки странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) будут делаться с определенным дисконтом. По мнению Андрианова, по разумным взаимовыгодным ценам, не отягощенным "премией за антироссийскую истерику". И это станет дополнительным импульсом для развития энергетики и промышленности стран АТР и повышения их конкурентоспособности по сравнению с ЕС.