Разговариваю с жительницей села многодетной мамой Ольгой З.
- Получили землю, чуть песни не пели, - вспоминает она. - Жили тогда в трешке в Самаре, платили 32 тысячи в месяц за ипотечный кредит. Для нас эта сумма оказалась неподъемной, хотя работали оба с мужем, но ведь растим троих детей… Конечно, видели, что дороги нет. Но глава местной администрации нам обещал, что насыпную дорогу сделают через год, а потом в 2019 году глава администрации Красноярского района Михаил Белоусов лично обещал построить дорогу, закатанную в асфальт.
Поэтому семья без колебаний продала квартиру в Самаре, рассчитались с ипотекой, а на оставшиеся деньги начали строить дом. В 2019 году переехали в него, но дороги так и не было. Теперь Ольга не может выйти на работу, потому что возит детей в школу и обратно - автобус не может проехать к домам многодетных.
Особенно трудно весной и осенью - накатанную машиной дорогу размывает так, что никто не может выехать из дома недели по три, дети пропускают школу. Кстати, большинство участков не застроены именно потому, что к ним нет элементарного подъезда.
- Примерно за километр до нашего дома есть насыпанная дорога, когда очень грязно, там оставляем машину и идем пешком ровно километр с детьми по колено, а то и выше, в грязи, - рассказала Ольга.
Когда женщина снова пришла на прием к главе района с наболевшим вопросом про дорогу, чиновник, по ее словам, рассмеялся в лицо и предложил многодетным всем вместе скинуться на дорогу, потому что денег в муниципальном бюджете на нее нет. При этом чиновники, как выяснилось, даже не запрашивали субсидии в региональном бюджете, хотя такая возможность у них есть.
Тогда они обратились в прокуратуру района. Действия прокурора Игоря Шустова зародили в них надежду. Прокуроры провели проверки и внесли местной администрации представление об устранении нарушений, но чиновники его не исполнили. Тогда прокуратура подала иск в суд в защиту неопределенного круга лиц и конкретных людей, которые написали жалобу в надзорное ведомство.
На суде представители администрации села Старый Буян признавали свою обязанность по строительству дороги, но оправдывались тем, что в скудном местном бюджете денег на это нет.
К тому же, считали они, дорога к домам есть. То, что она - грунтовая, и ее размывает так, что люди даже пройти не могут, не то что проехать на легковушке, их не волновало. Хотя земельные участки для многодетных семей должны выделяться с инфраструктурой - то есть должны быть дороги и возможность присоединения к коммуникациям - электричеству и воде.
Прокуратура настаивала, что дорога должна быть построена по ГОСТу, пусть даже невысокой категории. Чтобы по ней без риска для жизни детей мог проехать школьный автобус. В исковом требовании прокурор просил обязать администрацию обеспечить 600 земельных участков объектами дорожной инфраструктуры в течение года со дня вступления решения в законную силу. Суд поддержал требования в полном объеме. Теперь администрация должна найти средства, чтобы решение исполнить.
"РГ" будет следить за развитием событий.
Тем временем
Однако вот что еще выяснилось. В Красноярском районном суде сейчас рассматриваются еще два иска многодетных семей, которым выделили 600 земельных участков в селе Новый Буян. По одному из исков прокурор требует обязать администрацию села также построить дорогу - там земли вообще находятся в лесу и подъехать к ним невозможно. А другой иск - к администрации Красноярского района, которая по закону должна подвести водопровод и канализацию к участкам, чтобы у людей появилась возможность подсоединиться к сетям.
Просто поражает отношение самарских чиновников и к многодетным семьям, и к указам президента страны. Пустые их обещания ведут дорогу не к храму, а в ад неустройства, бытовых лишений и недовольства людей.