Владимир Гусаков: Недружественные страны дали уникальную возможность для сотрудничества ученых Беларуси и России

Что бы ни говорили об интеллекте искусственном, миром пока правит интеллект естественный. Среди тысячи участников недавнего Форума регионов Беларуси и России в Гродно (сумма подписанных контрактов достигла миллиарда долларов) были необычайно востребованы ученые. Не случаен постоянный диалог президентов академий наук наших двух стран. Сегодня вопросы "РГ" - академику Владимиру Григорьевичу Гусакову, председателю Президиума НАН Беларуси
Разработанный учеными тренажер поможет в подготовке будущих комбайнеров.
Разработанный учеными тренажер поможет в подготовке будущих комбайнеров. / Роман Щербенков

По-китайски слово "кризис" состоит из двух иероглифов - опасность и возможность. Оказывается, действия недружественных стран создали не только определенные трудности?

Владимир Гусаков: Да, в условиях санкционного давления Россия и Беларусь, другие страны ЕАЭС могут превратить вызовы современности в новые возможности, объединив свои потенциалы. Промышленные, финансовые, но прежде всего -научно-инновационные.

Сотрудничество Беларуси и России в сфере исследований и разработок может быть взято за эталон для других стран. Один из важнейших инструментов - выполнение научно-технических программ Союзного государства: от освоения космического пространства до создания суперкомпьютеров, изделий оптики и оптоэлектроники, а также продукции АПК. В общей сложности белорусскими и российскими научными организациями успешно выполнено более 50 таких программ. Наука и экономика стран-партнеров получили сотни новейших разработок мирового уровня.

Какие примеры греют душу и дают уже сейчас ожидаемый эффект?

Владимир Гусаков: Например, Белорусский спутник дистанционного зондирования Земли с момента запуска в 2012 году работает в совместной российско-белорусской орбитальной группировке. Возможности этой группировки в прошлом году, в соответствии с соглашением между Национальной академией наук Беларуси и госкорпорацией "Роскосмос", расширены благодаря использованию информационного ресурса пяти российских космических аппаратов серии "Канопус". В рамках реализации принятого главами наших государств решения о создании российско-белорусского космического аппарата (РБКА) дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с пространственным разрешением 0,35 м в июне 2020 г.

НАН Беларуси и госкорпорацией "Роскосмос" завершено эскизное проектирование новой российско-белорусской космической системы ДЗЗ. По совокупности своих характеристик создаваемый космический аппарат является одним из наиболее перспективных решений в мире.

В Звездном городке, как и на космической орбите, белорусы свои люди, вот и полет белорусского космонавта на МКС анонсирован в следующем году. Может полететь и девушка-краса, белорусская коса. Но белорусы туристами не летают?

Владимир Гусаков: Да, по традиции, только работать. И в космосе. И на земле. Продолжу свою мысль. У нас активно продолжается совместная работа по созданию новых суперкомпьютеров семейства СКИФ, в том числе линеек машин, относящихся к классу персональных. То есть серьезные вычислительные мощности будут доступны и по цене, и по массогабаритным параметрам, и по энергопотреблению не только крупным потребителям расчетов, но и небольшим организациям.

В Беларуси нередкий гость директор Курчатовского центра Михаил Ковальчук. Его даже президент республики принимал.

Владимир Гусаков: Ни для кого не секрет, что атомная и возобновляемая энергетика для нас серьезное и перспективное направление. Ключевыми заделами располагают наши российские партнеры - Курчатовский институт и Объединенный институт ядерных исследований в Дубне. Национальной академией наук Беларуси организовано самое тесное сотрудничество с ними.

Владимир Гусаков возглавляет НАН Беларуси с октября 2013 года. Фото: Юрий Иванов / Национальная академия наук Беларуси

В частности, вы даже создаете филиал Курчатовского института в Минске?

Владимир Гусаков: Да. Решение принято: реализуется Дорожная карта сотрудничества по 40 направлениям, находящимся в топе актуальной мировой исследовательской повестки. Прорывы в фундаментальной науке мы связываем с проектами класса "мега-сайенс". Сеть таких установок существует и развивается в России. На условиях кооперации мы уже включаемся в проекты большой науки, реализуемые вышеупомянутыми институтами, а также Сибирским отделением РАН.

Быстро возникшее не от хорошей жизни словосочетание "импортозамещение" неожиданно купируется трудным, но духоподъемным "импортоопережением". Это реальный фронт для мозгового штурма?

Владимир Гусаков: Эти категории сейчас имеют определяющее значение с учетом попыток так называемого технологического протекционизма, "отключающего" "неугодных" от благ цивилизации. Ведь понятно, что без чипов сейчас не обходится даже самая простая бытовая техника. Поэтому мы должны совместно наладить выпуск необходимой электронной компонентной базы, а также отечественного программного обеспечения для использования на объектах так называемой "критической инфраструктуры" (энергетика, связь, оборонно-промышленный комплекс, финансовые учреждения).

Доля исследователей в возрасте до 29 лет выросла за пять лет с 18 до почти 30 процентов всего состава Академии

Как две страны могут создать преимущественные условия для своих технопарков и своих "силиконовых долин" - опыт Беларуси интересен и России.

Владимир Гусаков: У нас есть серьезные научные школы, приборно-лабораторная база, имеется господдержка, реализуемая на основе программно-целевого метода - это цифровые технологии, искусственный интеллект, робототехника, нано- и биотехнологии, приборостроение, фармпрепараты, медицинские приборы и техника и другие области.

Конечно, создание дружественной "экосистемы" для их развития на перспективу - крайне актуальная задача. Можно утверждать, что по ряду этих направлений в Беларуси сформированы одни из самых благоприятных в мире условий. В частности, это касается Парка высоких технологий и Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий Камень". Все нюансы, касающиеся конкретных мер их поддержки, достаточно четко прописаны в специальных нормативных правовых актах.

Технопарки, как элементы инновационной инфраструктуры, также регламентируются специальным законодательством. По большому счету, в Беларуси адаптированы все лучшие мировые практики, которые обеспечивают прямую связь науки и производства.

Думается, все же успех заключается не только в формализации каких-то стимулов, а прежде всего в наличии талантливых кадров, комфортной среды их обитания и работы. Ни для кого в мире не секрет, что в Беларуси: чистота, порядок, безопасность, качественные продукты и хорошие дороги, отличное транспортное сообщение со всем миром.

Мы широко используем кластерные подходы, создаем совместные центры и лаборатории с лидирующими предприятиями, такими как БелАЗ, МАЗ, МТЗ, "Интеграл", "Планар" и др. Подчеркну, что это лидерство не пошатнулось под бременем санкций, поскольку во многом основано на отечественной технико-технологической базе, высоком уровне локализации и поставках из дружественных стран. Среди наших инициатив также академические Техноград и IT-град, которые призваны аккумулировать научный потенциал и лучшие разработки для их скорейшего внедрения и получения серийного инновационного продукта.

Создаем мы и цифровую инфраструктуру - полноформатную систему получения, обработки, хранения и передачи больших данных, необходимых для реализации концепций промышленного интернета и "Интернет всего". Академические разработки в области цифровизации и искусственного интеллекта уже сейчас становятся основой для умных систем в самых различных областях - от космических и геоинформационных систем, смарт-энергетики и "умных городов" до здравоохранения, принятия управленческих решений и автоматизации административных процедур.

На базе суперкомпьютерных конфигураций СКИФ в Академии наук создан Республиканский суперкомпьютерный центр коллективного пользования, а также базовая инфраструктура информационных технологий для поиска месторождений углеводородов и калийных солей; информационно-технологическая система для разведки месторождений нефти и газа, и многие другие объекты, задающие контуры интеллектуальной экономики. Успешно работает созданная нами система идентификации и прослеживаемости различных групп товаров AITS, которая интегрирована с российской системой "Меркурий".

Недавно в "Российской газете" было резонансное интервью с вице-президентом РАН Ириной Донник "Что сеять будем?" Лихие 90-е разорили селекционную базу страны, некоторые семена, в частности свеклы, чуть ли не на сто процентов в России стали "иностранцами". Тогда господствовало мнение: легче купить, чем свое развивать. Беларусь меньше пострадала от таких "новаторов"?

Владимир Гусаков: Можно по-разному относиться к политическому устройству, идеологии, достижениям и трагическим ошибкам минувших лет, но в первые годы советской власти был принят декрет Совета Народных Комиссаров "О семеноводстве". По сути, в нем были заложены основы единой централизованной государственной системы селекции, сортоиспытания и семеноводства. Была решена проблема продовольственного обеспечения, говоря современными категориями - продовольственной безопасности, в том числе и на основе импортозамещения семян. Весь мир узнал фамилии Вавилова и Мичурина.

В Беларуси селекционная работа также была на подъеме: работал Западный селекционный центр по зерновым, зернобобовым и крупяным культурам (в Жодино) и по картофелю, плодовым и овощным культурам (в Самохваловичах). С распадом СССР внимание к селекции и в Беларуси ослабло, резко сократилось финансирование, увеличился "наплыв" зарубежных сортов. И надо отдать должное прозорливости Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, благодаря решениям которого была, образно говоря, "перевернута новая страница" белорусской селекции. После посещения в 1999 г. Центрального ботанического сада НАН Беларуси была разработана и начала функционировать Государственная программа "Генофонд растений". Были созданы пять научно-практических центров, в том числе по земледелию, картофелеводству и плодоовощеводству, которые сегодня не только создают новые сорта растений, породы животных, продукты питания, но и выпускают готовую продукцию, например, элитные семена, сельскохозяйственные машины, средства защиты растений, ветеринарные препараты.

К настоящему моменту выведено более тысячи сортов и гибридов сельхозкультур, которые включены в Государственный реестр сортов Республики Беларусь. Только в прошлом году в Госреестр включено 12 новых сортов злаковых культур академической селекции, а также 8 сортов плодово-ягодных культур. В Беларуси отечественные сорта занимают от 70 до 90 процентов площадей посевов. Более 80 белорусских сортов зарегистрированы и возделываются в других странах мира.

Мы не просто ведем активную работу в области селекции и семеноводства, но и открыты для сотрудничества под целевые запросы производителей из различных регионов России и других государств.

Какие меры в стимулировании труда ученых, особенно молодых, предпринимаются сегодня, чтобы остановить "утечку мозгов"? Из Беларуси уезжают или в Беларусь переезжают?

Владимир Гусаков: Молодежь, умная, образованная, высокая духом - наше реальное будущее. В отличие от других сфер, от нас, из Академии наук, талантливая молодежь не уходит. Ежегодно мы принимаем на работу 300 и более лучших выпускников вузов. Готовим их через магистратуру, аспирантуру, докторантуру и соискательство. Тенденции обнадеживают: сейчас средний возраст ученых по Академии наук - примерно 45 лет. А ведь еще недавно он превышал 60 лет. Доля исследователей в возрасте до 29 лет выросла за последние 5 лет с 18 до почти 30 процентов всего состава Академии.

Мы смогли не только сохранить свои ведущие научные школы, но и организовать новые, в таких актуальных областях, как IT-сфера, наносфера, биосфера, композиты. Сейчас формируем в атомной и возобновляемой энергетике, восстанавливаем в микроэлектронике, радиоэлектронике и роботизации. В Академии действует проект "Молодой ученый "под ключ", создана развитая система стимулирования. Существуют возможности дополнительно заработать: через договоры с предприятиями, международные гранты, исследования по новой тематике в лабораториях и другие формы. Решаем проблему жилья.

Ежегодно проводятся открытые конкурсы на соискание стипендий Президента Республики Беларусь. Получателями становятся порядка 150 талантливых молодых ученых и аспирантов. Есть еще у нас и конкурс "100 талантов НАН Беларуси" и по его результатам ежегодно обновляем соответствующий банк данных.

Но должен отметить: возраст - не самоцель. Нужен оптимальный кадровый баланс, чтобы умножить креативную энергию, свойственную юности, на солидный багаж знаний и опыта, присущий зрелым ученым. И получить в итоге синергетический эффект от сочетания лучших качеств и компетенций. Думаю, что российские коллеги тоже разделяют такой тренд.

Анонс

Как быстрее доводить до внедрения разработки российских и белорусских ученых? Интервью президента РАН Александра Сергеева читайте в завтрашнем выпуске газеты "Союз"