12.07.2022 16:25
    Поделиться

    Как изменилась российская онлайн-торговля в 2022 году

    За пять месяцев 2022 года общий объем интернет-продаж составил 1,9 трлн рублей - из этой суммы 1,8 трлн рублей пришелся на внутренний рынок. На российских площадках граждане потратили на товары на 52% больше, чем за этот же период в 2021 году. 39,5% всех покупок россияне совершили на маркетплейсах. Такие данные предоставила "РГ" Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).
    iStock

    Что покупали чаще всего

    Топ-5 популярных категорий товаров выглядит так: цифровая и бытовая техника - 21,5% доли продаж в общем объеме покупок, мебель и товары для дома - 16,9%, продукты питания составили 14,3%, одежда и обувь - 13,7%.

    Пятерку замыкают товары для красоты и здоровья - 7,6%. При этом стоит отметить, что раньше одежда и обувь были выше продуктов питания в рейтинге.

    "Связаны такие изменения прежде всего с мартовскими событиями на рынке, когда покупатели массово запасались продуктами впрок, и в то же время наблюдалось точеное сужение ассортимента в ряде других категорий, включая одежду и обувь. На этот же период пришелся и заметный рост цен - сказался повышенный спрос на ряд товаров и волатильность курсов валют", - объясняет президент АКИТ Артем Соколов.

    Часть покупок россияне совершают на маркетплейсах - виртуальных площадках, где встречаются много продавцов и покупателей: первым дают возможность организовать продажи, а вторым - выбирать из множества нужный товар по приемлемой для них цене.

    В пресс-службе Ozon рассказали, что в топ-5 категорий, которые продают продавцы на маркетплейсе, в январе-марте этого года вошли товары для дома, одежда, электроника, товары для красоты и здоровья, товары для детей. Спрос в это время быстрее всего рос на продукты, одежду, товары для строительства и ремонта, авто- и зоотовары.

    "Россияне привыкли покупать на мультикатегорийных площадках все - от продуктов питания и товаров повседневного спроса до крупной бытовой техники и мебели", - отметили в компании.

    В Wildberries на запрос "РГ" не ответили.

    Как регулируются цены на маркетплейсах

    Сами маркетплейсы не могут регулировать цены - исключение составляют их собственные товары. Продавцы же на таких площадках определяют и цены, и каналы продвижения, и схемы доставки продукции.

    Сейчас, по словам Артема Соколова, среда интернет-торговли особо конкурентна. "Число товарных предложений на маркетплейсах - от 30 миллионов до 300 миллионов позиций. Только с начала года их число увеличилось в среднем на треть. То есть один и тот же товар могут предлагать несколько продавцов, их может быть не один десяток, и рассчитывать на то, что твой продукт уйдет по любой цене, по меньшей мере странно: покупатель однозначно выберет предложение по наиболее привлекательной для себя стоимости", - пояснил президент АКИТ.

    В пресс-службе Ozon пояснили, что за ценообразование отвечают продавцы этой площадки. Также они самостоятельно принимают решение об участии в акциях и распродажах.

    "Тем не менее мы следим за индексом цен по всему рынку и при значительном отклонении просим продавца прекратить завышать цены", - говорится в ответе компании.

    Почему на маркетплейсы приходят новые продавцы

    В марте Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры заблокировал Instagram и Facebook (принадлежат экстремистской организации Meta и запрещены в РФ). Через эти соцсети некоторые предприниматели вели продажи. Кроме того, часть брендов ушли с российского рынка или приостановили свою деятельность, закрыли розничные офлайн-магазины. Маркетплейсы стали альтернативой.

    "Площадки отмечают увеличение числа активных продавцов с начала года в 2,5 - 3,5 раза. Наибольший приток произошел в марте-апреле, а также мае. <…> Общее число продавцов, которые сегодня размещают свои предложения на маркетплейсах - приближается к 800 тысячам (на начало года было около 700 тысяч)", - говорит Артем Соколов.

    Поделиться