Урок первый. Удаленная работа стала нормой. После пандемии многие работодатели не захотели возвращать сотрудников в офисы. Оказалось, что дома люди трудятся не хуже, а нанимать их можно из любого города и даже страны. Да и затраты бизнеса существенно сократились: у части предпринимателей исчезла необходимость арендовать огромный офис, тратить весомые суммы на коммунальные услуги и "мелочи" вроде обедов, бумаги и кофе для сотрудников. При этом за время пандемии компании увидели пробелы удаленки изнутри и смогли (или оперативно смогут) их восполнить. Например, прокачать техническую оснащенность дистанционных рабочих мест, выстроить онлайн-оборот документов и новую коммуникацию между сотрудниками.
Урок второй. Самозанятые и бизнес нужны друг другу. По данным ФНС на май 2022 года, в России зарегистрированы 4,8 миллиона самозанятых. И в условиях пандемии, и в условиях санкций бизнес стал активнее сотрудничать с ними. Главная причина, конечно, экономия. Компании не должны платить НДФЛ 13 %, покрывать страховые взносы, отпускные, больничные и компенсации, например при сокращении штата. Ведь с физлицом заключается не полноценный трудовой договор, а договор ГПХ. При этом самозанятый априори трудится на удаленке. Идеальное сотрудничество для компаний. Да и для самих физлиц, ведь их обеспечивают крупными заказами, и одновременно можно работать сразу с несколькими фирмами. Главное - заключать договоры и платить налог в размере четырех - шести процентов.
Урок третий. Бизнес должен быстро перестраиваться. Сегодня бизнесу нужно перестраивать логистику, искать аналоги зарубежных товаров и комплектующих, переходить на новые способы оплаты, искать новых контрагентов - и все это делать быстро. В этом многим поможет опыт пандемии, когда остаться на рынке смогли те, кто принимал важные решения молниеносно. Также пригодится умение менять направление деятельности и охватывать разные продукты. Например, телемедицинская компания может заметить падение спроса на консультации вирусолога или пульмонолога, так как это уже не так актуально. Зато люди будут чаще искать консультации у психологов и психотерапевтов. Или рестораны начнут создавать локальные меню. Главное - не зацикливаться на одном продукте, а пробовать новое. И не нужно бояться отказываться от неприбыльных проектов. Если что-то теряет актуальность, это нужно закрывать.
Урок четвертый. Каждый сотрудник - кризис-менеджер. Не только руководство может прикладывать руку к изменениям в компании - каждый работник на своем уровне сейчас может и даже должен иметь антикризисное мышление. Сотрудники уже не могут позволить себе роскоши просто выполнять команды сверху. Находясь внутри процесса, они в состоянии генерировать новые идеи, менять свой подход к рабочим процессам, оперативно внедрять в трудовой ритм новые знания, программы, умения. Тем более мы все выучили главный урок пандемии: изменения открывают новые пути и возможности.