12.07.2022 14:43
Поделиться

На Ставрополье при ремонте трассы пашню завалили бетоном

В Ставропольском крае после ремонта дороги образовалась свалка асфальта и бетона. По оценкам экспертов Народного фронта, объем отходов составляет почти миллион кубометров. Они уже отравили землю, на которой лежат, и сейчас угрожают питьевому водоснабжению местного населения.
Свалка асфальта и бетона отравляет землю и угрожает питьевому водоснабжению местного населения.
Свалка асфальта и бетона отравляет землю и угрожает питьевому водоснабжению местного населения. / Роман Кияшко/РГ

Строительный лом остался после продолжительных работ на ответвлении федеральной трассы Р-217 "Кавказ", которое ведет в Ставрополь. Ремонт продолжался больше года, а старый асфальт и бетон дорожники вывозили на соседний участок. Здесь выросли многометровые кучи стройматериалов, которые после окончания работ так и остались лежать. Среди мусора есть таблички, на которых указаны заказчик и подрядчик, так что виновные известны.

На ситуацию обратили внимание в ставропольском отделении Общероссийского народного фронта. Эксперты движения пояснили, что подрядчиком ремонта дороги стала компания ООО "Асфальто-бетонные смеси", она указана в паспорте объекта. С ней заключило контракт Федеральное казенное учреждение (ФКУ) "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ".

- Отходы находятся на участках, предназначенных для сельского хозяйства и мелиорации, в 150 метрах от Невинномысского канала. Мы направили обращение полномочному представителю президента РФ в СКФО, которое было перенаправлено в Управление Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Ставропольскую природоохранную прокуратуру, - рассказал корреспонденту "РГ" эксперт ОНФ Алексей Гридчин.

В Россельхознадзоре ответили, что подтверждают информацию общественников. Однако, в соответствии с постановлением правительства РФ от 10.03.2022 N 336, ведомству не согласовано проведение проверок в отношении собственников земельных участков и ООО "Асфальто-бетонные смеси". Россельхознадзор провел повторное выездное обследование, которое показало, что ситуация на свалке не улучшилась. Поэтому ведомство направило материалы прокуратуре края для принятия мер прокурорского реагирования.

В природоохранной прокуратуре дорожно-строительной компании выписали штраф в 400 тысяч рублей, а ее директору - в 50 тысяч. Также было внесено представление об устранении нарушений.

- Согласно данным портала госзакупок, работы по проекту полностью выполнены, заказчик перечислил деньги исполнителю. На утилизацию отходов строительства было предусмотрено более пяти миллионов рублей бюджетных средств. Следовательно, возникает вопрос: как принимали работу, если часть услуг так и не предоставлена? - интресуется Гридчин.

Корреспондент "РГ" обратился за комментарием в ФКУ Упрдор "Кавказ". Там заявили, что контракт с подрядчиком полностью выполнен, а про свалку мусора в управлении ничего не знают.

"ООО "АБС" выполнило ремонт объекта в полном объеме согласно госконтракту. В пределах полосы отвода автомобильной дороги строительный мусор отсутствует", - лаконично прокомментировали ситуацию в организации.

Отходы находятся на участках, предназначенных для сельского хозяйства и мелиорации, в 150 метрах от Невинномысского канала

- Мы хотим, чтобы опасные отходы убрали с сельхозземли, чтобы был компенсирован причиненный экологический ущерб и сделан вывод о законности подписания актов выполненных работ и оплаты контракта в полном объеме, - заявил эксперт ОНФ. .

Между тем

Как пояснили в ОНФ, срезанный асфальт должен вывозиться на завод, где крупные куски дробят на крошку для повторной реализации, или на мусорный полигон. К последнему варианту на практике почти не прибегают. У полученного после переработки гранулята характеристики хуже, чем у свежезамешенной смеси, и для покрытия скоростной дороги его не используешь. Но для ремонта межпоселковых дорог или улиц в малых населенных пунктах такой материал вполне сгодится. Крошки, которую можно было бы получить при переработке асфальта с этой свалки, по мнению экспертов, хватило бы на ремонт 73 улиц небольшой протяженности.

Комментарий

Роман Седых, государственный инспектор государственного земельного надзора Северо-Кавказского межрегионального Управления Россельхознадзора:

- На земельном участке сельскохозяйственного назначения установлены признаки нарушения земельного законодательства, а именно статьи 13 и статьи 42 Земельного кодекса РФ. Установлено полное уничтожение плодородного слоя почвы ломом бетона и асфальта. Без проведения рекультивации участок невозможно в дальнейшем использовать в сельскохозяйственных целях. Рекультивация может продолжаться более 15 лет. На это время необходимо законсервировать земли. Ущерб на один квадратный метр составляет 960 рублей.