По мнению экспертов, если не брать в расчет ситуацию, когда людям попросту не хватает средств для оплаты счетов, то причин для неоплаты квитанций не так много.
- Во-первых, это жильцы, не особо следящие за оплатой таких услуг. Они не особо вникают в размер начислений, порой забывают оплатить счета, а некоторые вообще делают это лишь раз в год, - поясняет Елена Мищенко, руководитель департамента городской недвижимости "НДВ Супермаркет Недвижимости".
Не менее частой является ситуация, когда люди по незнанию или по рассеянности пропускают хотя бы один платеж, их долг растет, а они даже не подозревают об этом, дополняет эксперт.
Такую небрежность к платежам в Минстрое, например, объясняют низкой культурой потребления ресурсов, которая начала складываться не вчера.
- В советское время вопросами ЖКХ занималось государство, жители не вникали в содержание квитанций. После приватизации, с появлением частной собственности у жильцов возникли не только права, но и обязанности, а плата за ЖКХ по-прежнему воспринималась как налог или сбор. Собственники получали любые услуги в любом объеме вне зависимости от размера платы за них, управляющие организации выполняли работы, но не получали оплату в полном объеме, власти разбирались с постоянным потоком жалоб и обращений жителей, считающих себя недополучившими услуги, - поясняет Дмитрий Стригуненко, генеральный директор ООО "Инноватика".
Сегодня ситуация изменилась. Несмотря на приведенную статистику, большинство людей хотят разобраться в вопросе своих затрат и понять принцип начисления. Ведь никто не хочет переплачивать. Просто не все знают, с чего начать, уверяет Алена Талаш, управляющий партнер компании "РосКо".
Выход из ситуации для ресурсников - начать просветительскую работу. Конечно, вместе с повышением качества услуг.
- Нужно регулярно улучшать качество цифровых услуг, быть простыми и удобными для клиентов с точки зрения сервисов и открытыми для обратной связи, а также быть максимально прозрачными в расчетах. Это позволяет нам обеспечивать достаточно высокий уровень собираемости в целом по группе - около 98 процентов, - делится опытом Александр Запруднов, коммерческий директор ГК "Росводоканал".
Впрочем, информирование - не самая сильная сторона ресурсных организаций, хотя именно от него зависит собираемость платежей. Потребители же часто говорят о том, что поставщики ресурсов словно специально не хотят искать общего языка с плательщиками и именно это непонимание приводит к росту неплатежей.
- Нужно информировать население о порядке расчетов за ЖКУ, способах отказа от отдельных услуг или изменениях параметров по отдельным услугам. Информирование может быть расширено на квитанциях, в личных кабинетах на "Госуслугах" или личных кабинетах отдельных поставщиков газа и электроэнергии, а также в памятках в МФЦ. Необходимо улучшить подготовку сотрудников МФЦ, которые иногда не в состоянии проконсультировать по параметрам оплаты, и улучшить взаимодействие МФЦ с управляющей компанией, - уверяет Мария Байнова, завкафедрой государственного и муниципального управления университета "Синергия".
Еще один способ решить проблему долгов - увеличить ответственность ресурсников за выставляемые счета.
- Биллинговые центры, которые выставляют платежки, должны нести реальную материальную ответственность за их качество, тогда задача сверки переданных и отраженных в платежке показаний очень скоро станет неактуальной, - предлагает Глеб Гилинский, глава ассоциации "Управленческие кадры городского хозяйства".
Причем не только сами суммы должны быть понятны, но и форма подсчета и оформления платежных документов не должна допускать разночтений.
- Зачастую платежные документы, выставляемые собственникам, не содержат четкого разграничения между образом расчета, расчета по среднему потреблению и реального расчета, который должен произвести гражданин. Отсутствие четкого выделения основного элемента платежного документа приводит к ошибочным недоплатам либо излишним оплатам. Появившаяся относительно недавно новая форма платежных документов за потребленную электроэнергию, содержащая "рекомендованный платеж", также негативно сказывается на фактической оплате, поскольку, по сути, вводит гражданина в заблуждение относительно исполнения им своей обязанности, - удивляется Елена Короткевич, руководитель юридической компании "ПРОЮРИСТ".
Эксперты уверены, что, в частности, должен быть разработан единый сервис для всех компаний из сферы коммунальных услуг, например, на базе портала "Госуслуги".
Как сэкономить на ЖКУ?
Своими секретами делится Алена Талаш, управляющий партнер компании "РосКо":
Чтобы сохранить до четверти расходов, которые тратит семья на коммунальные платежи, достаточно начать экономить воду, электричество и газ.
Для разумного расходования воды нужно:
установить счетчик ГВС и ХВС;
починить протекающие трубы и краны;
плотно закрывать краны;
использовать рычаговые смесители вместо двухвентильных;
проверить унитаз на предмет протечек и использовать бачок с двумя режимами слива;
мыть посуду не под проточной водой, а в тазике или раковине, после чего - споласкивать (иногда имеет смысл приобрести посудомоечную машинку).
Что касается газа, то нужно установить счетчик в специализированной компании, не расходовать ресурсы впустую, правильно регулировать котел (при его наличии). При газовом отоплении квартиры рекомендуется использовать эконометры или экономайзеры.
Для экономии электроэнергии стоит поменять проводку, приобретать бытовые приборы с классами энергопотребления A и A+, использовать энергосберегающие лампочки (LED) и датчики света.
1,5 триллиона рублей достигли долги за ЖКУ еще в прошлом году, половина этой суммы приходится на промышленные предприятия.