- Когда появилась идея выпускать низкокалорийное мороженое, мы искали, чем заменить сахар, - рассказал "РГ" коммерческий директор компании - производителя мороженого Павел Кезик. - В Крыму, в селе Табачном, есть предприятие, где выращивают стевию. Попробовали сделать мороженое на основе ее сиропа. Наши технологи придумали, как убрать специфический привкус, сделать его нейтральным. В итоге получилось молочное мороженое с очень низкой калорийностью: на порцию вместе со стаканчиком приходится менее 78 килокалорий, а это в три раза меньше, чем у обычного мороженого.
Стевию в Крыму не только выращивают, но и перерабатывают, изготавливают из нее экстракт-сироп, выпускают натуральный сахарозаменитель в таблетках, добавляют в чай и лечебные травяные сборы. На фоне интереса к полезному питанию (ПП) стевию в последнее время стали закупать местные пекарни и кондитерские.
Спрос на ПП-десерты и сладости заметно вырос в пандемию. Попав на удаленку, многие стали следить за фигурой, подсчитывать калории, заниматься спортом. А потом здоровый образ жизни вошел в привычку. Оказалось, что сладкоежки могут не отказывать себе в лакомствах, так как на рынок вышли производители низкокалорийных сладостей.
- Сначала у мороженого без сахара были очень низкие продажи, мы даже хотели прекратить производство, - говорит Кезик. - Но потом его распробовали и стали быстро раскупать. Сейчас оно входит в топ-4 по продажам наряду с традиционными видами мороженого и составляет около десяти процентов от общего производства.
Цех мороженого открылся в Саках в 2014 году. Ставку сделали на натуральное сырье. Сухую молочную сыворотку и другие компоненты закупают в регионах РФ и в Беларуси, а у крымских производителей, помимо стевии, берут сливочное масло. Оборудование установили итальянское, запчасти купили с запасом, поэтому проблем из-за санкций не почувствовали. Но при расширении производства они могут возникнуть. Российских аналогов найти не удалось, возможно, оборудование появится в процессе импортозамещения.
Поскольку необычное летнее лакомство нашло своих покупателей, в компании решили развивать это направление. В ПП-линейке появилось мороженое на стевии с повышенным содержанием протеина (сывороточного белка), а также безлактозное мороженое. Продукция пока в основном продается в Крыму, а также через дистрибьюторов в Москве и Санкт-Петербурге. В ближайших планах - зайти в федеральные сети.
- Стевия очень распространена в здоровом питании в качестве сахарозаменителя, - добавляет собеседник. - Покупатели ищут низкокалорийную альтернативу мороженому. Однако на упаковке мы не пишем, что наш продукт рекомендован диабетикам, так как в составе присутствует мальтодекстрин, который повышает уровень сахара в крови.
- Продажи мороженого в пандемию упали, но сейчас мы видим рост. Этому способствует жаркое лето, если в августе тоже будет такая погода, то производители не окажутся в минусе, - говорит Ирина Коробко, глава отдела продаж крупнейшего на Дону предприятия, занимающего более 80 процентов рынка по доле выручки в общем производстве. - Мы каждый год обновляем ассортимент, предлагаем покупателю 5 - 7 новинок. Везем свою продукцию в Москву и Московскую область, в соседние регионы, но получить прибыль сейчас нелегко. Подорожали практически все составляющие этого продукта, стало сложнее обновить оборудование. Однако нынешний год пока складывается значительно удачнее, чем два предыдущих.