Петр, в нашей жизни стало больше джаза или так только кажется?
Петр Востоков: Похоже, вы правы. Лет 20 назад, когда я только начинал знакомиться с джазом, даже в Москве был буквально один-два клуба из категории "для избранных", а сейчас эта музыка во всех главных залах, праздниках, активно процветает клубная жизнь, это стало даже какой-то небольшой индустрией, что радует.
То есть джаз стал модным?
Петр Востоков: В каком-то смысле - да. Это и результат деятельности определенных людей, например Игоря Бутмана, который когда-то начинал привозить заморских артистов, организовывал фестивали, открыл свой клуб, создал свой оркестр... Он показал нам, что все это возможно! Плюс естественный момент ностальгии по старому джазу, слишком уж убога современная поп-культура.
Бывали времена, когда полушутя-полувсерьез повторяли: "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь". Сегодня эта прибаутка - дела давно минувших дней, уже не актуальные?
Петр Востоков: В соцсетях можно и не такое прочитать: "Как вы можете играть американскую музыку?". Случается, прилетает со всех сторон. Но джаз не только развлечение - это вид искусства, классика ХХ века. И надо понимать: для нас музыка - профессия, которая ничем не хуже всех других. Мысль, что можно обойтись без джаза или еще чего-то, кажется мне неискренней. Можно и без Бетховена, только вот зачем?
В этом году - столетие отечественного джаза. Вы в своих программах об этом напоминаете. Почему отсчет ведется именно с 1922 года?
Петр Востоков: Если быть точным, то сто лет не русскому или советскому джазу, сто лет назад впервые это слово использовалось в афише концерта. Случилось это 1 октября 1922 года в Москве. На сцене тогда орудовал джаз-банд поэта и переводчика Валентина Парнаха, в зале был весь цвет театра, и Мейерхольд, и все-все-все. А первая звукозапись была сделана только лет пять спустя коллективом Александра Цфасмана. Упоминание о нем даже попало в роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Естественно, первое время советский джаз, как и европейский, копировал американский. Но уже в 1930-е годы начали искать ответ на вопрос: что же такое советский джаз.
И что же, нашли ответ?
Петр Востоков: Считается, что основа советского джаза - это соединение с советской песней. И наоборот - что советская песня развивалась под впечатлением от советского джаза. Достаточно вспомнить Исаака Дунаевского с его мюзик-холлом или братьев Покрасс, которые руководили джаз-бандом при ЦДКЖ. Когда мы играем всеми любимую "Катюшу" в уже более поздней аранжировке Олега Лундстрема, частенько слышим от недовольных: зачем коверкаете такую замечательную песню!? Между тем ее сочинил худрук государственного джаз-оркестра СССР Матвей Блантер. Они и сделали первую запись "Катюши" в конце 30-х.
В эти выходные вы выступаете в Поленове. А где еще можно услышать ваш оркестр в этом году, поностальгировать?
Петр Востоков: Весь этот год мы будем активно продолжать продвигать советский джаз. В конце года, 6 декабря, в Большом зале Консерватории мы хотим прийти к полной ретроспективе отечественного джаза ХХ века - от 1920-х, через песни 30-х, "джазы" Великой Отечественной, потрясающие оркестры 1960-х до музыки Анатолия Кролла в фильме "Мы из джаза". А 1-го октября, в день столетия российского джаза, мы приглашены Игорем Михайловичем Бутманом на официальное празднование этого события в Большой театр. Если он, конечно, не передумает (смеется).
С чего бы ему передумать?!
Петр Востоков: Вот эту фразу оставьте в интервью обязательно (смеется). И тогда наш оркестр точно будет джазировать в Большом театре. Прямо как оркестр из фильма "Веселые ребята". Надо будет извозчика в Яндексе заказать.
10 композиций, без которых нельзя представить наш старый добрый джаз:
Александр Цфасман - Аллилуйа;
Александр Варламов - Уходит вечер;
Яков Скоморовский - Красавица моя;
Виктор Кнушевицкий - Караван;
Леонид Утесов - Бомбардировщик;
Эдди Рознер - Голубой прелюд;
Олег Лундстрем - Интерлюдия;
Иосиф Вайнштейн - Я шагаю по Москве;
Вадим Людвиковский - Акварель;
Анатолий Кролл - Я буду играть джаз.