Онлайн-очередь и рухнувший сайт: почему IKEA провалила распродажу

Онлайн-распродажа продукции, которую объявила шведская компания IKEA перед полным уходом с российского рынка, никак не может набрать обороты. Проблемы начались практически сразу, когда сайт мебельного гиганта просто не выдержал. Дело дошло до обработки заявок вручную и даже до создания отдельной онлайн-очереди для покупателей.
ИТ-инфраструктура IKEA оказалась не готова к такому ажиотажу.
ИТ-инфраструктура IKEA оказалась не готова к такому ажиотажу. / Сергей Бобылев/ ТАСС

Решить задачу по распродаже складских остатков можно было максимально просто - продавать только тем, у кого есть карточки постоянных клиентов IKEA Family, закрыв выдачу новых. Это отсекло бы ботов и автоматические регистрации и стало бы своеобразным прощальным комплиментом для постоянных клиентов. Но в IKEA поступили иначе: в компании сосредоточились на открытых для всех продажах на сайте, отключили мобильное приложение, убрали с повестки карты постоянных покупателей. В общем, сделали все, чтобы градус хаоса оказался максимальным.

Сказать, что официальный сайт лег в момент начала продаж 5 июля, нельзя. Он лег еще накануне и пробыл в таком состоянии примерно сутки. После чего в IKEA продолжили фантазировать. Следующим этапом стало появление на сайте формы для сбора заявок, которые затем в компании обрабатывали в спокойном режиме. Судя по всему, в IKEA решили, что форма на базе сервиса Яндекс.Формы окажется более устойчивой. Иллюзии рассыпались в прах через четыре часа.

У того, что произошло, есть несколько причин. Во-первых, ИТ-инфраструктура компании оказалась не готова к такому ажиотажу. Местечковые кейсы вроде охоты за плюшевыми акулами находятся на грани статистической погрешности. В механизмах, помогающих справляться со шквальным ростом запросов, у IKEA не было необходимости.

Версия с хакерами также выглядит крайне сомнительной - IKEA слишком нейтральная компания, чтобы атаки на ее сайт стали серьезным трофеем для подобной публики. Она не олицетворяет собой Запад, как McDonalds или Starbucks, не занимала какой-то политической позиции. В любом случае сегодня для хакеров есть масса куда более увлекательных целей, чем шведские торговцы мебелью и фрикадельками. Но есть и еще одна категория, которая могла обрушить сайт IKEA без особого умысла, - перекупщики. Основной объем заказов делается в первые минуты, как правило, в полуавтоматическом режиме. На сайт нацеливаются различные парсеры, которые генерируют огромное число запросов, сопоставимое с DDos-атакой. В случае с IKEA все еще проще, так как артикулы товарной номенклатуры известны заранее.

Именно на борьбу с такими системами нацелены IT-службы таких ресурсов. Они умеют отсекать автоматические запросы, блокировать подсети IP-адресов, фиксируют скорость прохождения по ссылкам и заполнения форм. Наконец, формируют электронные очереди, чтобы распределить нагрузку. Те всем изрядно поднадоевшие капчи с предложением ввести символы "как на картинке" или выбрать квадратики "со светофором" - это всего лишь верхушка айсберга.