Поделиться

    Почему сносят исторические дома Петербурга

    Госстройнадзор Петербурга впервые открыл доступ к информации о сносе зданий. Для этого на сайте ведомства запустили два электронных сервиса, которые позволяют узнать о начале и завершении демонтажа. Градозащитники считают, что это поможет им в борьбе за исторический облик Северной столицы. Но самым верным способом узнать о появлении бульдозеров у очередного дореволюционного дома по-прежнему остается наблюдение.

    Именно так был остановлен снос дома купца Шагина на набережной Фонтанки. В конце июня бдительные активисты и жители соседних домов заметили, что стены лицевого корпуса начали разбирать со стороны двора. Петербуржцы обратились к председателю СКР с просьбой провести проверку законности демонтажа. Однако с ее началом снос только ускорился, да так, что на зданиях по соседству появились трещины. Работы прекратились лишь после визита следователей на площадку.

    Но это еще не означает, что аварийное здание, построенное на рубеже XVIII и XIX веков, будет спасено. Кстати, в 2012 году его уже начинали незаконно сносить, и тогда тоже помогла бдительность горожан. Позднее дом Шагина признали региональным объектом культурного наследия. Когда поднялся шум вокруг второй попытки сноса, городской комитет по госконтролю, использованию и охране памятников (КГИОП) сообщил, что идет вовсе не демонтаж, а работы по реставрации и приспособлению здания под гостиницу. По проекту от исторического дома останется наружная стена лицевого фасада и коробка парадной лестницы.

    А как же статус памятника? На это в комитете отвечают, что его предмет охраны в 2019 году уменьшили - со всего лицевого корпуса до тех конструкций, которые "реально сохранить".

    - При этом предмет охраны был изменен на основании некоего исследования, а не историко-культурной экспертизы, - отмечает координатор движения за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга "Живой город" Дмитрий Литвинов. - Если результаты экспертизы должны быть официально опубликованы, то о выводах этого исследования долгое время не было известно. И теперь получается, что у застройщика есть разрешение на эти работы.

    Дом Шагина - лишь один из десятков "горячих адресов", опубликованных на сайте градозащитного движения. Это ценные исторические дома, которым грозит разрушение или кардинальная перестройка.

    Есть на сайте и список потерь - этакое виртуальное кладбище зданий, которые не удалось спасти. Одна из самых последних и печальных утрат - манеж лейб-гвардии Финляндского полка, он же - Василеостровский хлебозавод. Напомним: его объявили послевоенной постройкой, в которой не осталось ничего от прежнего манежа, и вывели из-под охраны. Градозащитники выиграли суд первой инстанции, однако это решение не устояло в апелляции. Манеж снесли в тот же день.

    Но при всей непредсказуемости исхода именно обращение в суд остается главным орудием градозащиты.

    - Подать иск в таких случаях может кто угодно, - поясняет активист Олег Мухин. - Я сам недавно отнес в суд иск по дому Шагина. Это единственный способ юридически остановить снос - оспорить решение о нем и заявить меры предварительной защиты.

    На сайте Госстройнадзора запустили два электронных сервиса, которые позволяют узнать о начале и завершении демонтажа

    Публикация данных о сносе зданий позволит заранее узнать, санкционирован снос Госстройнадзором или нет. В этом ее главная польза.

    - Но, к сожалению, многие застройщики сносят дома без санкции надзорного органа. Например, под предлогом того, что они не собираются ничего строить на этом месте. Ответственность за такое нарушение незначительна. В итоге от подачи уведомлений часто уклоняются и большинство "громких" сносов происходит неожиданно, в том числе для Госстройнадзора. За сам снос исторических домов, не признанных памятниками, грозит штраф в несколько сотен тысяч рублей - до миллиона. Если речь идет о строительстве большого нового дома, для застройщика эти расходы окупятся с лихвой, - полагает Дмитрий Литвинов.

    P. S.

    По прогнозам градозащитников, в скором будущем угроза потери исторических зданий в Петербурге может возрасти. Сейчас в городе нельзя сносить все, что построено до 1917 года. Но профильный комитет работает над законопроектом, который позволит решать судьбу зданий исходя из их архитектурной ценности, а не времени постройки. Резон в этом есть: новый подход позволит, например, взять под охрану шедевры советской архитектуры.

    Но дело в том, что в Петербурге предметом охраны является весь исторический центр, отмечают активисты. Замена даже одного дореволюционного дома, пусть самого обычного, на новостройку может разрушить архитектурный ансамбль.

    Поделиться