13.07.2022 16:58
Поделиться

Реставраторы завершают работу в главном корпусе Феодосийской картинной галереи

В год 205-летия великого русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии завершается реставрация здания картинной галереи. Сегодня здесь размещается самое большое в мире собрание картин, посвященных морю. В фондах галереи хранятся около 12 тысяч марин и произведений других жанров из разных стран мира, написанных признанными мастерами живописи с XVII века до наших дней. И здесь же находятся 416 работ самого мариниста - большей коллекции полотен Айвазовского нет нигде в мире. После окончания работ все прилегающие здания войдут в музейный квартал, для которого Минобороны РФ уже передало строений.

Осушили море

Скоро будет полтора года, как галерея закрыта для посетителей. И все это время в ней идет кропотливая работа реставраторов. Шуточное ли дело, главному корпусу галереи в этом году исполнится 177 лет. Это было желание маэстро - каждое утро видеть предмет своего вдохновения, Черное море, в родной Феодосии. От парадного входа до полосы прибоя каких-то 40-50 метров. Но близость моря стала и главной проблемой галереи. Соленый морской воздух агрессивен для любых материалов, а зимой он обрушивает на берег еще и свирепые ветры. Морская вода здесь буквально подступает к фундаменту. К тому же по Галерейной улице, примыкающей к правому крылу, еще в начале строительства дома протекала небольшая речушка. Ее взяли в трубу и сверху засыпали, но грунтовые воды остались, периодически подмачивая стены.

- У основного здания галереи нет фундамента в современном понимании этого слова, - пояснил представитель подрядчика Алексей Леденев. - Бетон при строительстве не применяли, поэтому фундамент выполнен из бута, как тогда было принято. И между бутовыми камнями множество пустот.

Прежде чем начинать внутренние работы, строителям пришлось высверлить в фундаменте около 9000 отверстий, и с помощью инъекционной технологии сначала заполнить все пустоты и трещины специальным пропитывающим раствором, а затем еще раз закачать в каверны уже бетонирующий состав. По всему периметру главного корпуса уложили 170 метров дренажных труб для отвода грунтовых вод. Для их откачки понадобилась даже небольшая насосная станция и резервуар-накопитель. Проблему близости грунтовых вод, уверяют реставраторы, это решит на многие десятилетия вперед. В самом здании, чтоб не допустить избыточной влажности стен, вызванной постоянным ветром с моря, строители предусмотрели инновационную систему электрического осмоса. Для этого в кладку, а она здесь из пористого крымского известняка, вживили несколько сотен электродов, соединенных между собой и скрытых под штукатуркой.

- Слаботочные электроды будут поддерживать нужную влажность, предотвращая намокание стен, - говорит Алексей Леденев.

Внутри здания строителям пришлось заменить 710 квадратных метров стропильной системы кровли. Поменяли на новые 117 окон и 99 дверей. Еще 27 дверей отреставрировали. Все новые столярные изделия выполнены из массива дуба или сибирской лиственницы.

- Лиственница даже лучше дуба, - считает прораб. - Это же практически вечное дерево, не подверженное гниению. На ней вся Венеция стоит и наш Петербург.

Подрядчик обещает завершить все работы на главном корпусе галереи до 1 сентября 2022 года. Фото: Сергей Винник/РГ

Стропила шатровой кровли также заменены на новые, а на них вернулась аутентичная красная керамическая черепица. Отечественная, но ничуть не хуже итальянской, той, что была во времена маэстро. В советское время ее заменили кровельным железом. Внутри с потолка убрали гипсокартон, прилепившийся там в украинское время. Над главным выставочным залом отреставрировали трехслойный фонарь естественного освещения, создающий равномерный рассеянный свет в пространстве галереи. При жизни Айвазовского здесь был концертный зал и театральные подмостки.

- Эта сцена с именем, - рассказала директор Феодосийской картинной галереи Татьяна Гайдук. - Здесь выступали многие выдающиеся композиторы и артисты того времени: Венявский, Спендиаров, Рубинштейн. Играли знаменитые актеры Малого театра - Варламов, Сазонов.

Зевс, Геракл, Венера и Флора

Известно, что Айвазовский был страстным поклонником и почитателем греко-римской мифологии. В первые после строительства дома годы выступы кровли украшали мраморные бюсты античных богов и героев, которые художник привез из Италии. Увы, почти все они безвозвратно утрачены еще при жизни маэстро. Безжалостные зимние ветры не оставили им шанса. Но кое-какие скульптуры все же пережили невзгоды и дождались реставраторов.

- Керамические грифоны, украшающие сейчас балкон со стороны главного входа, - это копии, установленные на время ремонта, - говорит Татьяна Гайдук. - Настоящим, представьте - 170 лет. Сейчас с ними работают реставраторы и через некоторое время они вернутся на свои места.

А вот выполненные в человеческий рост керамические скульптуры античных муз уже отпраздновали второе рождение и теперь, укутанные в пленку, ожидают открытия картинной галереи. Реставраторам пришлось изрядно потрудиться над их пальцами: каждая фаланга отделилась и держалась только на проволоке, образующей внутренний каркас скульптур.

- К открытию галереи вернутся на свои места, воссозданные в мраморе статуи Зевса, Геракла, Венеры и Флоры, - пообещала заместитель руководителя дирекции по централизованному развитию учреждений культуры Крыма Марина Дукшина. - Они украшали здание при жизни Ивана Константиновича Айвазовского, и при составлении проекта реставрации мы предусмотрели их восстановление.

Страховка на миллионы

Сегодня готовность главного здания Феодосийской картинной галереи специалисты оценивают на уровне 90 процентов. И хотя на взгляд стороннего наблюдателя, здесь еще трудиться и трудиться, подрядная организация - компания "Новые строительные технологии" обещает завершить работы к 1 сентября. Потом от двух до четырех месяцев займет переезд картин из помещений фондов в основные залы.

Но это только внешняя сторона, а есть еще юридическая. До открытия всю коллекцию предстоит заново застраховать, а это десятки миллионов долларов оценочной стоимости. Поэтому об открытии в музее пока говорят осторожно.

- Точные сроки начала работы галереи пока назвать сложно, - подтверждает директор Татьяна Гайдук. - Поверьте, никто этого не ждет больше нас.

Но и открытие будет означать лишь окончание первого этапа реставрации. В следующем году она должна продолжиться в доме сестры художника - Екатерины Мазировой. А затем еще третий этап, включающий хозяйственные постройки комплекса. С советского времени они находились на балансе министерства обороны. Но вот несколько лет назад военные проявили добрую волю и передали их министерству культуры Крыма. На проект перестройки бывшего военного городка в экспозиционные помещения государство уже выделило восемь миллионов рублей. Теперь все строения хотят объединить в единый музейный квартал, но до этого события еще как минимум пара лет упорного труда строителей и реставраторов.

Тем временем

Глава Крыма Сергей Аксенов предложил убрать с набережной Феодосии ветку железной дороги, проложенную здесь в XIX веке при финансовой помощи Айвазовского. Тогда это было весьма прогрессивное решение, но сегодня колея на набережной препятствует развитию исторической части города-курорта. Логичнее было бы вынести ее за городскую черту. Однако в правительстве Крыма обещают не принимать поспешных решений и оставить последнее слово за феодосийцами.